Как создавали уникальный «зонт» над Летним амфитеатром в Витебске

Над Витебском хорошая погода

Летний амфитеатр в Витебске — не только визитная карточка города. Это один из узнаваемых архитектурных символов Беларуси. Главной сцене Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» в этом году исполнится 32 года, и 19 из них зрительный зал амфитеатра находился под открытым небом. Ажурное защитное покрытие начали возводить в 2006 году по поручению Главы государства Александра Лукашенко. Проект, технологическое решение, монтаж, испытания конструкции — все этапы стройки и сам объект стали уникальными не только в масштабах нашей страны. О том, как это было, нам рассказали участники событий.

Аплодисменты под дождем

Летний амфитеатр немного старше «Славянского базара». Его построили в 1988 году для проведения Всесоюзного фестиваля польской песни. Через четыре года, в июле 1992‑го, здесь впервые прозвучали фанфары «Славянского базара» — фестиваля, которому была уготована долгая и счастливая судьба. Фирменной приметой этого музыкального форума почти сразу стали дожди. В 1993‑м витебскую публику испытал на прочность небывалый ливень: за несколько часов выпало более двух декадных норм осадков. Глядя на то, как разверзлись хляби небесные, организаторы фестиваля были почти уверены, что артистам придется выступать при полупустом зале: крыши амфитеатра еще и в проекте не было. На удивление концерт, посвященный Дню России, прошел с аншлагом. В 1995‑м, когда дожди шли почти непрерывно, никто не сомневался: витебский зритель придет на концерт в любую погоду. Такое мужество публики стало причиной появления крыши над амфитеатром.

В 1998 году в программе фестиваля был день Москвы, и тогдашний мэр российской столицы Юрий Лужков приехал открывать концерт. Публика под проливным дождем так его впечатлила, что он прямо со сцены пообещал построить для таких замечательных зрителей крышу. Вскоре московские институты «Курортпроект» и «Гипротеатр» предложили эскизное решение. Однако «кепка Лужкова», как тут же окрестили затею, над залом не появилась. Слишком громоздкую конструкцию предложили москвичи, вспоминал директор амфитеатра Анатолий Васенда:

— Прямо над сценой есть арка, планировалось сделать еще пять или шесть таких же, а на них смонтировать раздвижную систему. Хорошая погода — сидим на свежем воздухе, дождь пошел — крышу раздвигаем. Это было не только дорого, но и опасно. Столько металла над тысячами людей! В описании была такая штука: внутреннюю часть покрытия хотели сделать золотистого цвета, чтобы создать у зрителей ощущение солнца.


Очередной всплеск рождения эскизов случился в 2003—2004 годах, когда в Министерстве архитектуры и строительства Беларуси рассматривали предложения институтов «Витебскгражданпроект», «Минскпроект», «Белпроектстальконструкция» и других. Ни один не был признан жизнеспособным.

XV Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» начался традиционно: во время концерта открытия на зрителей, сидевших под открытым небом, снова обрушился сильный ливень. Сразу после форума Президент Беларуси Александр ­Лукашенко, который с 1995 года лично патронирует фестиваль, поручил Минстройархитектуры и Витебскому облисполкому произвести реконструкцию Летнего амфитеатра к следующему фестивалю.

От Витебска до Бреста

Итак, 14 июля 2006 года завершился пятнадцатый «Славянский базар». Через шесть недель, 24 августа, пресс‑служба Главы государства сообщила: Александр ­Лукашенко поддержал предложенный Правительством проект по реконструкции Летнего амфитеатра. Речь шла не только о крыше. Решили увеличить зрительный зал, переделать сцену и кулисы, добавить гримерок, перестроить арт‑кафе, обновить звуковое и световое оборудование, дать концертному комплексу современное инженерное обеспечение, расширить парковку и облагородить ручей Дунай. И все за несколько месяцев! А с учетом зимы — за полгода.

Это была нетривиальная задача, говорит главный архитектор института «Витебскгражданпроект» Александр Зафатаев:

— Все понимали, что конструкция над амфитеатром будет уникальной: очень большой пролет, чтобы все это перекрыть. Апробированных технических решений на тот момент не было. С учетом глубокого знания объекта генеральным проектировщиком определили наш институт, но к поиску решений привлекли лучшие проектные и научно‑исследовательские силы страны. После напряженных дебатов был утвержден эскиз архитектора Валерия Кескевича из ОАО «Брестпроект». Оригинальное по конструкции и приемлемое по конфигурации покрытие он разработал совместно с учеными Брестского государственного технического университета. Воплощало идею более 20 строительных организаций и предприятий из разных уголков Беларуси.


Геодезические исследования и испытания проводил Полоцкий государственный университет — тогда у них были самые современные, единичные в стране, приборы. Генеральным подрядчиком выступил Витебский ДСК. Сборкой сложнейшей ажурной конструкции занимались специалисты ОАО «Промтехмонтаж». 

Уже в сентябре в амфитеатре демонтировали сиденья, на площадку приехали бульдозеры и высотные краны. А в кабинетах продолжали спорить ученые, проектировщики, строители и инженеры — каждый день принимались уникальные решения. Гендиректор РУП «Главгосстройэкспертиза» Виктор Петруша, который в то время был заместителем председателя Витебского облисполкома, считает этот объект самым сложным в своей профессиональной биографии:

— То, что мы сделали тогда, — фантастика. Во‑первых, сам по себе проект необычный, а во‑вторых, очень жесткие сроки. Не так часто бывает на стройке, когда ясно, что дату перенести нельзя даже на сутки. В течение полугода каждый день в девять вечера начинались штабы, а расходились мы за полночь. Все решения были сложными. Начиная от опор и заканчивая самим покрытием. Много обсуждали, много сомневались, как и что делать. Экспертиза проекта в республиканской Главгосэкспертизе шла параллельно проектированию приблизительно четыре месяца. Это непросто было выдержать, и давление моральное было очень сильное. Но важно, что все старались помочь. Никто ни разу не отказал. Все делали очень быстро и грамотно. Такое запоминается на всю жизнь.


Особенным объектом Летний амфитеатр был и для тех, кто занимался электроснабжением и связью. Это сейчас, спустя 13 лет, подсветка и видеокамеры — норма жизни. А тогда 11 видов сетей связи — это звучало революционно. В амфитеатре монтировали видеонаблюдение, громкоговорящую связь, звукофикацию, телевизионный полустационар, позволяющий вести трансляцию концертов, подсветку здания, металлоискатели и другие сети. Светодиодная подсветка покрытия — совместная разработка «Витебскгражданпроекта» с коллегами из ООО «Белкультпроект». Революционным было само конструкторское решение — большой пролет держался без промежуточных опор. Огромное металлическое «крыло» словно парит над амфитеатром и совсем не кажется тяжелым. За этой легкостью стоит кропотливый труд ученых Брестского государственного технического университета.
Главным приобретением Летнего амфитеатра после реконструкции стала ажурная крыша над зрительным залом. От одного края, которым она упирается в землю, до второго — 120 метров. Высота — 25. Конструкция состоит из 18 тысяч металлических стержней, скрепленных между собой тремя тысячами металлических шаров.

Кто придумал ажурную «паутину»?

Стыковочные узлы для крыши витебского амфитеатра придумал первый проректор Брестского технического университета Вячеслав Драган. Разработка запатентована как система «БрГТУ». К сожалению, профессор ушел из жизни в 2018 году. Конечно, он много раз описывал ноу‑хау в СМИ: «Узел представляет собой полый шар радиусом 160 миллиметров. В нужных местах этой сферы высверливаются отверстия. В них вставляются шайбы, болты. Затем шары скрепляются между собой металлическими трубами. В зависимости от архитектурного решения таких узлов и труб может быть сколько угодно». 

Все шары и структуры узлов изготовили в Брестском машиностроительном объединении, трубы — на Молодечненском заводе металлоконструкций. До Летнего амфитеатра новый узел применяли всего один раз, при реконструкции театра эстрады в Бресте. На разработку конструкции крыши в Витебске ушло два месяца, еще семь специалисты буквально жили на стройплощадке, ведь система «БрГТУ» выходила за рамки традиционного строительства.

Фото  БЕЛТА

Риски в расчетах взял на себя заведующий кафедрой технологии бетона и строительных материалов БГТУ доктор технических наук, профессор Виктор Тур. Он рассчитал арки у основания и лично контролировал весь процесс, даже плотность бетона:

— Такие сооружения имеют повышенный класс ответственности, ведь там находятся тысячи людей. Кроме того, амфитеатр расположен в низине, это усугубляет эффект ветра и дождя, а ведь бывают еще ливни и снегопады — нагрузки надо было смоделировать правильно. Необходим был «зонт», который выдержит все. Витебский амфитеатр, гарантирую, переживет и ураган. У защитного покрытия есть важная особенность: по форме оно напоминает парашют, обратное крыло. При урагане он не взлетает, а прижимается к земле. Вероятность отказа такой конструкции составляет очень маленькую величину. Если бы построили 10 000 таких одинаковых объектов, только один из них может прийти в состояние отказа.

Разработка брестчан не имеет аналогов, проста в применении: на сбор каждой ячейки‑пирамиды, из которых составлена крыша амфитеатра, уходило четверть часа. Впечатляет и экономический эффект системы «БрГТУ»: она сокращает расход стали на 20 процентов, на четверть уменьшает трудозатраты на стройплощадке, в 1,5 раза ускоряет процесс. Сроки интересовали всех, но был еще один вопрос: как собрать эту огромную конструкцию, ведь рядом с амфитеатром не было места, чтобы смонтировать покрытие на земле, а потом поднять над залом.

Стройка года

Уникальную металлическую паутину решили монтировать прямо в воздухе. Вспоминает директор унитарного предприятия «Институт Витебскгражданпроект» Наталья Косабуко, которая тогда была главным конструктором:

— Для того чтобы возвести покрытие амфитеатра, пришлось собирать огромные леса высотой до 25 метров. Очень сложно было сделать эти временные устройства, продумать опоры для монтажников, которые собирали металлоконструкции в воздухе. Но очень слаженно работал весь штаб! Строители, проектировщики, наука. Приезжал регулярно на тот момент замминистра Анатолий Ничкасов. Председатель Витебского горисполкома Петр Дроздов и Виктор Петруша проводили штабы. Вечером ставили задачу, и мы к утру искали проектные решения, пусть не окончательные, какие‑то промежуточные, параллельно проходили экспертизу. Зима нам тогда помогла: была мягкая, почти бесснежная. Мы все слушали друг друга, работали сплоченно, на одном дыхании.

Монтаж 120‑метровых арок закончили в конце января 2007 года. Они опираются на фундамент, который уходит в землю на 20‑метровую глубину. Объем бетона, залитого в основание арок, составил 3500 кубометров. Затем начали укладку основы кровли. Вся сборка происходила под бдительным оком разработчиков — ученые БГТУ сутками сидели на объекте.

В марте временные опоры сняли, а затем ажурную крышу нагрузили железобетонными блоками общим весом более 650 тонн. Это имитировало выпавший снег и любые другие возможные природные нагрузки. Сутки наблюдали за конструкцией, как она себя поведет, специальные датчики отслеживали состояние всех элементов покрытия. Испытания показали: 20 тысяч сегментов собраны совершенно точно. После этого началась укладка.

В июне крышу еще раз проверили на прочность — с помощью пожарных машин на нее вылили 50 тонн воды. Некоторые моменты пришлось дорабатывать, но когда перед открытием шестнадцатого по счету «Славянского базара» по традиции грянул ливень, протечек не было. Ажурная конструкция оправдала все ожидания авторов. Непогода отступила. Летний амфитеатр и фестиваль начинали новую жизнь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Сегодня у нас двойной праздник, ведь в свой шестнадцатый день рождения «Славянский базар» еще и справляет новоселье. Впервые за свою историю фестиваль в буквальном смысле слова обрел крышу над головой. Благодаря архитекторам и строителям Летний амфитеатр в Витебске превратился в современный концертный зал, оснащенный по мировым стандартам. Сегодня это самая крупная сценическая площадка страны, на которой не стыдно принять всемирно прославленные коллективы и именитых звезд. Пытаясь его сертифицировать, объехали весь мир, но аналогии не нашли. Это первый такой проект, и он будет стоять вечно!»

Из выступления Александра Лукашенко на торжественном открытии 
XVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 6 июля 2007 года.

СПРАВКА

Сооружение, возведенное над Летним амфитеатром, в плане технических решений уникально как в градостроительном опыте республики, так и в мировом масштабе, потому что в нем впервые применены конструкции с пролетом 120 метров, шириной в средней части 71 метр, образующие объемную устойчивость и несущую способность покрытия.

КСТАТИ

За 13 лет в Беларуси и за рубежом построено 26 объектов с применением конструкций системы «БрГТУ». Это «Минск-Арена», летний амфитеатр в Молодечно, крытый каток в Гомеле, Дворец водных видов спорта в Бресте, купол над зданием Национального олимпийского комитета в Минске и многие другие спортивные и зрелищные сооружения.

kruchenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter