Как восстанавливают подачу электроэнергии при авариях на воздушных линиях

На светлой стороне

Для потребителей их работа остается за кадром. Вспоминают о персонале электросетей, как правило, по случаю. Причем не самому приятному — когда дома пропадает электричество, а вместе с ним свет, тепло, возможность посидеть у компьютера или перед телевизором. «Неудобно!» — недовольно сетуют многие в ожидании. Как возвращается электроэнергия, узнала корреспондент «НГ».

На подстанцию электромонтер Виталий Жевнеров всегда заходит в термозащитном костюме

Проводные способности

«Алло! У нас уже полчаса нет света, сколько еще ждать? Давайте быстрее, у меня сейчас сериал начнется», — такие фразы в телефонной трубке диспетчера электросетей не редкость. 

Ведь как обыватели представляют себе работу оперативно-выездных бригад электромонтеров? Где-то повредилась линия, они тут же помчались на место, забрались на опору и соединили провода — электроэнергия вернулась в дома. Но на самом деле прежде, чем подняться ввысь и поработать непосредственно с воздушными линиями электропередачи, нужно как минимум понять, где именно произошел обрыв, и отключить напряжение на участке. А параллельно с этим провести целый комплекс сложных и крайне опасных работ. Каких? Едем смотреть в Острошицко-Городокский район электросетей РУП «Минск­энерго».

Электрические сети по своей природе напоминают кровеносную систему. Только не замкнутую, как у человека, а открытую. Всегда есть источник энергии (например, ТЭЦ), а от него идут многочисленные электроустановки (подстанции и трансформаторные будки), которые фактически помогают передавать и перераспределять энергию к потребителю. 

Наглядно представить себе это можно, оказавшись в диспетчерской РЭС. Посторонним вход сюда запрещен, но для нас сделали исключение. Там всю стену занимает огромная мнемосхема электросетей района. На сером фоне — множество цветных линий, точек и других условных обозначений. Рядом несколько телефонов (при авариях звонят потребители) и компьютеры. А отвечает за все это хозяйство один диспетчер.

— По сути, это главный человек на смене: он принимает звонки, дает допуск к работе бригадам, ведет документацию, отслеживает аварийные ситуации. И самое главное, электромонтеры на местах действуют только в соответствии с командами, которые от него поступают. Ответственность колоссальная, — вводит в курс дела начальник Острошицко-Городокского РЭС Алексей Денисик.

Диспетчером Алексей Зубарев стал
только в декабре, но уже успел ощутить
всю ответственность новой должности

В день, когда мы прибыли в РЭС, диспетчером смены был Алексей Зубарев. Оказывается, еще до того, как на телефон начинают поступать звонки от потребителей, он может знать о случившейся аварии: 

— У нас есть телемеханическое оборудование. Отслеживать ситуацию можем на расстоянии, видеть показатели по значениям и нагрузке. Впрочем, телемеханика внедрена далеко не везде и многое зависит от работы оперативного персонала, выезжающего на места. 

Без чего движение вверх невозможно

Сами энергетики говорят так: диспетчер — это мозг, а электромонтеры — его руки и глаза. Одно без другого работать не сможет. И конечно, для любого диспетчера важно, чтобы на месте был грамотный специалист, готовый правильно оценить и быстро проанализировать ситуацию и четко выполнить команды. Когда где-то происходит повреждение линии, первоочередная задача — выяснить конкретный участок, где произошла авария. 

— Перед выездом на место необходимо по возможности обеспечить потребителей электроэнергией из резервных источников, то есть минимизировать время ожидания, — говорит Алексей Денисик.

По сути, уже на начальном этапе в работу включаются электромонтеры — они ездят по подстанциям и «перезапитывают» те или иные участки. Именно эта часть работы является крайне опасной. В небольших зданиях с надписью «Не влезай! Убьет» действительно прячется такая сила тока, к которой без спецодежды лучше не приближаться. 

Термостойкий костюм, прорезиненная обувь и перчатки, каска, щиток — показывает свою защиту электромонтер Алексей Мурашко, прежде чем войти на подстанцию с напряжением 10 кВ. Внутрь заходит вместе с напарником Виталием Жевнеровым. Работают всегда вдвоем: один — контролирующее лицо, которое держит связь с диспетчером, принимает от него команды и постоянно озвучивает все, что происходит, второй — непосредственно исполняющий указания. При этом все разговоры по телефону записываются, а действия фиксирует видеокамера.

На подстанции стоит огромный серий ящик с кнопочками, отверстиями, надписями. Прежде чем прикоснуться к нему, ребята связываются с диспетчером — общаются энергетики на собственном языке из цифр и ничего не говорящих обывателю аббревиатур. Каждую фразу повторяют по несколько раз: права на ошибку нет. Может и сам погибнуть, и оставить без электричества целые поселки. 

— Здоровый страх должен быть всегда. Если его нет, то можно легко потерять бдительность и допустить ошибку. В то же время это чувство не должно быть чересчур сильным, иначе тоже ничего не получится, — делится Алексей Мурашко. 

А вот работу на высоте электромонтеры, вопреки стереотипному взгляду на их профессию, не считают самой сложной. 

— После того как на подстанциях сделаны нужные «перезапитки» участков и обесточены линии, которые требуют ремонта, мы можем выезжать. Дальнейшее время зависит от сложности выполняемых работ, до начала которых — обязательный инструктаж по технике безопасности, — рассказывает Виталий Жевнеров.

Когда линии пускаются в пляс

У начальника Острошицко-Городокского РЭС интересуюсь, как ему прошедшая зима. Не было ли больше аварийных ситуаций из-за огромного количества снега и лютых морозов?

— Нормальная зима! — без тени иронии говорит Алексей Святославович. — Самое сложное для нас вовсе не снег или низкие температуры. Куда больше хлопот доставляет погода, как сейчас. Температура в районе плюс-минус трех градусов приводит к обледенению линий — они становятся тяжелыми и провисают. Если еще и ветер разгуляется, то высока вероятность, что провода устроят «пляску».

По словам начальника Острошицко-Городокского РЭС Алексея Денисика, сегодня наши электросети безопасны: «Важно не нарушать правила использования, а при любой аварийной ситуации вызывать компетентных специалистов и спасателей».
На профессиональном языке энергетиков так называется резонанс собственных колебаний провода и возбуждающей силы. Со стороны выглядит необычно. Но хлопот специалистам доставляет немало. 

Нередко приходится координировать работы с лесным хозяйством, так как линии зачастую проходят через лесные массивы. Есть контакты и с природоохранными ведомствами: звери и птицы — одна из причин перебоев в подаче энергии. 

Символ Беларуси — аист  — часто гнездится на опорах. Опасность в таком случае и для самих птиц, и для напряжения на линиях очевидна,  — рассказывает о нюансах Алексей Денисик. — Но с пернатых спросу нет — им опасность на словах не объяснишь. Другое дело люди, которые, зная о рисках, все равно нарушают элементарные правила. 

Среди тех, кто чаще всего гибнет от ударов электрическим током, — рыбаки. По неосторожности цепляют удочкой провода и умирают на месте. Рыбалка в близи линий электропередачи запрещена:

— Было время, что мы их от водохранилища у деревни Вишневки чуть не отгоняли. Но все равно туда раз за разом взрослые мужики приходили рыбачить. Не так давно мы заменили обычные провода на изолированные. Ведь никакой улов не стоит человеческой жизни!

КСТАТИ 

В энергетике 2021 год объявлен Годом безопасного труда. В отрасли на всех уровнях запланирован комплекс мероприятий по обеспечению здоровых условий работы, пожарной безопасности, снижения производственного травматизма. 

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter