На службе государства. Какие изменения содержит проект Закона «О государственной службе»

На службе государства

В Парламенте ко второму чтению готовится законопроект «О государственной службе». Его основная задача — задать дальнейшее направление ее развития и решить законодательно те вопросы, которые сегодня возникают как у граждан при обращении в государственные органы, так и у госслужащих во время исполнения ими своих обязанностей. На недавнем совещании по этому вопросу Президент отметил, что государственная служба является важнейшим общественным институтом и от ее эффективности напрямую зависит успешное развитие страны, повышение качества и уровня жизни граждан. Порассуждать на тему образа госслужащего, ответственности и этики мы попросили председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентина Семеняко, профессора Александра Ивановского и эксперта Белорусского института стратегических исследований Светлану Алейникову.
 

Национальные особенности

C. Алейникова: Как социолог, то есть человек, изучающий общество, запросы, ожидания и оценки разных социальных и профессиональных групп, могу сказать, что граждане в массе своей не имеют четких представлений о деятельности госслужащего. Как правило, эти представления весьма «размыты» и сводятся к понятию «чиновник», которое, наверное, со времен Гоголя имеет в славянской традиции не самые позитивные ассоциации. В то же время подобные стереотипы свидетельствуют о том, что образ государственного служащего нуждается в большей прозрачности, открытости, понятности. В свою очередь, уже как госслужащий не могу не отметить актуальность, важность и своевременность обращения к подобному законопроекту, поскольку с 2003 года, когда был принят соответствующий закон, не только в нашем обществе, но и в мире в целом произошли заметные изменения. Меняются институты, процессы, и это требует новых подходов и норм.

Что касается в чем-то таинственного образа госслужащего, то могу привести результаты социологического опроса, проведенного среди госслужащих Академией управления по заказу Белорусского института стратегических исследований. Так, например, самыми значимыми личными ценностями для респондентов являются мир, законность, справедливость и безопасность. Первоочередными направлениями развития страны коллеги считают решение актуальных социально-экономических вопросов (урегулирование цен на услуги ЖКХ и лекарства, разрешение вопросов, связанных с бизнесом), совершенствование местного управления и самоуправления, реализацию политических инициатив и другие.

А. Ивановский: Между тем хочу отметить, что история становления института государственной службы имеет многовековую историю, которую в начале XX века стали исследовать ученые, к наиболее значимым относят Макса Вебера. В течение прошлого столетия госслужба совершенствовалась с учетом уникальных и изменяющихся внешних и внутренних условий многих стран. Существуют специализированные международные центры, собирающие сведения и выявляющие глобальные и региональные тенденции на основе анализа национальных данных. Характерно то, что каждая госслужба имеет свои национальные особенности.

В. Семеняко: К сожалению, на бытовом уровне существует ряд стереотипов в отношении госслужащих, касающихся якобы высоких зарплат, чрезмерных льгот и других негативных ярлыков, которые зачастую не в полной мере соответствуют действительности. 
Слово «чиновник», отражающее лишь частично суть современной государственной службы, иногда носит уничижительный характер, что, на мой взгляд, недопустимо. 
По определению чиновник — это лицо, имеющее чин и состоящее на гражданской или придворной службе. Де-юре институт чиновничества был структурирован Табелью о рангах 24 января (4 февраля) 1722 года. После Октябрьской революции в 1917 году Табель о рангах была упразднена, а институт чиновничества ликвидирован. Лица, занятые в сфере государственного управления, стали именоваться государственными служащими. 

Проработав на различных государственных должностях свыше 20 лет, могу с полной уверенностью сказать, что абсолютное большинство коллег, с которыми мне приходилось взаимодействовать по службе, отличаются высокой ответственностью за порученный участок работы и профессиональным мастерством. Механизмы и рычаги, закладываемые в новую редакцию Закона «О государственной службе», дадут возможность учесть степень соответствия высоким предъявляемым требованиям деловых и личностных качеств кандидатов, претендующих на ту или иную должность, и объективно оценить эффективность выполнения своих обязанностей теми, кто уже работает в качестве государственного служащего.

А. Ивановский: Согласно статистическим данным, управленцы государственной службы в нашей стране высокообразованны. 
Практически все руководители и их заместители (96,8 %) имеют высшее образование. 
Лиц со средним специальным образованием немного (3,2 %). Большинство работников аппарата находятся в максимально работоспособном возрасте — от 30 до 49 лет, а каждый пятый обладает значительным жизненным опытом. Распределение по возрастному составу гармонично сочетает молодость и опыт. В структуре белорусской государственной службы 68,6 % — женщины. Средний возраст государственного служащего в Беларуси — около 40 лет, а каждый шестой — моложе 30 лет. Возрастные когорты позволяют обеспечить передачу накопленного опыта. Численность госслужащих по стажу службы не имеет провалов, обеспечивает последовательную смену возрастных когорт: менее 1 года — 3,9 %, 1–2 года — 6,5 %, 3—7 лет — 22,0 %, 8—14 лет — 24,6 %, 15—19 лет — 16,0 %, 20—24 года — 14,6 %, свыше 25 лет — 12,4 %.

По этическим стандартам

В. Семеняко: Надо отметить, что образ госслужащего также сформирован в приложении к законопроекту, которое называется «Общие требования служебной этики гражданских служащих». 
Этот документ состоит из шести глав и содержит как общие правила служебной этики, так и некоторые конкретные требования, предъявляемые к внешнему виду и культуре речи государственного служащего, правила взаимодействия со СМИ и использования социальных сетей, а также порядок поведения во внеслужебное время.
А. Ивановский: Добавлю, что работа по совершенствованию и нормативному закреплению этических норм в аппарате государственной службы велась непрерывно. Конечными целями установления этических норм и правил служебного поведения госслужащих является качественное осуществление ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению их авторитета, доверия граждан к органам местного управления и обеспечение единых норм поведения. В качестве примера сошлемся на распоряжение Минского городского исполнительного комитета от 23 февраля 2015 г. № 58р. В документе закреплено более 18 правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться госслужащие независимо от занимаемой ими должности. Кстати, похожие принципы и правила предлагается закрепить в новом законе.

C. Алейникова: Вопросы профессиональной этики — очень важная составляющая целого ряда профессий: мы часто слышим о врачебной этике, адвокатской и других. В то же время этика госслужащего на уровне основополагающих принципов уже сформулирована в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь». Это принципы верховенства Конституции, служения народу, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации, гуманизма и социальной справедливости, подконтрольности и подотчетности госслужащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей и другие. Законом предусмотрен целый ряд жестких ограничений, через который госслужащий не имеет права переступить. Например, заниматься предпринимательской деятельностью, использовать свое служебное положение для продвижения интересов родственников, принимать подарки или выгоду в связи с исполнением своих обязанностей. Поэтому выскажу субъективное мнение, что некий кодекс или свод правил этики гражданской службы больше нужен обществу — чтобы тот самый «размытый» и далекий образ госслужащего стал более понятным и близким.

Во главе — дисциплина

А. Ивановский: Разрабатываемый в проекте закона подход должен закрепить унификацию служебной дисциплины всех категорий государственных служащих, приблизив эти позиции к нормам военной службы.

С. Алейникова: Как известно, Президент неоднократно высказывался об ужесточении ответственности госслужащих. 
Понимание ими своей повышенной ответственности — необходимое условие и одна из гарантий доверия общества к государственным институтам в целом.
В. Семеняко: Статья 75 законопроекта формулирует понятие служебной дисциплины и порядок ее обеспечения. Должен заметить, что необходимость исполнения служебной дисциплины традиционно является одним из главных принципов государственной службы. Отличительной чертой нового закона является то, что разработчики предложили системный подход к законодательному регулированию всех видов госслужбы и сближения требований к организации работы гражданских служащих и служащих Вооруженных Сил. А для воинской службы служебная дисциплина, как известно, не только одно из основополагающих требований, но и, по большому счету, вопрос безопасности государства. 
Закон трактует служебную дисциплину как исполнение гражданскими служащими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательными и нормативными актами, должностными инструкциями и требованиями контрактов. Все это в конечном итоге определяет эффективность госуправления.
Что же касается ответственности за несоблюдение служебной дисциплины, то проектом закона также предусмотрены некоторые новшества. В частности, за неисполнение служебных обязанностей к гражданским служащим могут быть применены взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и предупреждение о неполном служебном соответствии, вплоть до увольнения. Предлагается также узаконить особые правила применения методов материального плана, в частности  лишение стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев.

Знаки отличия и престиж

С. Алейникова: Глава государства на совещании обозначил необходимость разработки знаков отличия для госслужащих. Будет ли эта норма закреплена в законе либо неких иных нормативных правовых актах (положениях, инструкциях), покажет ближайшее будущее.

В. Семеняко: Вопрос введения знаков отличия в настоящее время находится в состоянии изучения. Предполагается, что будет разработан и нормативно регламентирован знак госслужащего. Такой подход осуществляется в некоторых странах и, на мой взгляд, вполне приемлем для Беларуси. Знак отличия, как мне кажется, призван не только определять принадлежность к государственной службе, но и определенным образом стимулировать ответственность сотрудников госорганов.

А. Ивановский: Имидж института госслужбы представляет системное образование. К числу его составляющих относят имидж государcтвенных услуг и граждан административно-территориальной единицы, работников подведомственных отраслей (их стиль жизни, общественный статус, характер), имидж персонала, визуальный имидж (архитектура зданий и дизайн прилегающих территорий и внутренних помещений, элементы корпоративного стиля) и многое другое. Значительную роль играет и имидж руководителя (внешность, особенности вербального и невербального поведения, социально-демографическая принадлежность, знаковые поступки, психологические характеристики, сведения о его не основной деятельности). Поэтому повышать имидж необходимо комплексно по всем направлениям. 

В. Семеняко: Мой опыт подсказывает, что возможности законодательного регулирования данного вопроса несколько ограниченны. 
Престиж должен обеспечиваться не только за счет компенсаций и стимулов за сопутствующие «тяготы и лишения» службы. 
В законопроекте действительно предусмотрены такие меры. Например, чтобы привлечь на госслужбу опытных сотрудников негосударственных организаций, которые востребованы в настоящее время на ряде государственных должностей, предусматривается при поступлении на госслужбу засчитывать претенденту в стаж государственной службы до 5 лет работы в должности руководителя, заместителя или главного специалиста организаций любой формы собственности. Законопроект устанавливает компенсации, связанные с переездом на новое место службы, что призвано стимулировать миграцию кадров. Предусматриваются и другие меры. 

Но главное, как мне кажется, лежит в плоскости психологии. Это сложно регламентировать законом. Кадровые службы должны внимательно изучать личностные, деловые и профессиональные качества кандидатов, принимать меры по отсеву тех, кто по различным причинам не готов к этой важной и сложной работе. Надо, чтобы на госслужбу пришли люди, готовые украсить занимаемую должность своей работой, творческим отношением к ней, ответственные и образованные. Нельзя допустить тех, кто желает украсить должностью себя, создать себе биографию, тех, кто ищет «легкого хлеба». От таких людей на госслужбе будет только вред. Они будут дискредитировать государственный орган и создавать негативный образ забронзовевшего бюрократа. Этого быть не должно. И проект Закона «О государственной службе» предусматривает целый ряд мер, направленных на минимизацию негативных последствий возможных кадровых ошибок. В частности, предполагается расширить формы и методы работы с резервом кадров вплоть до временного исполнения обязанностей по предполагаемой для занятия должности.

С. Алейникова: На мой взгляд, престиж образа государственного служащего зависит в первую очередь от него самого: его профессионализма, порядочности, преданности стране. Вопросы регалий, зарплат, отличий важны, но главное — честное отношение к своей работе, служение людям.

Светлана ­ИСАЕНОК.

isaenok@sb.by

КОММЕНТАРИЙ

Особая ответственность перед гражданами и страной

Госслужащие — важный инструмент в реализации государственных целей и задач, повышении качества жизни людей, они всегда должны быть образцом для подражания в обществе. Ответственность, патриотичность, нацеленность на результат, уважительное отношение к гражданам, преданность стране и белорусскому народу — это фундаментальные критерии для любого человека, решившего посвятить свою жизнь служению Беларуси на государственной службе. 

Вопросы, касающиеся государственной кадровой политики и системы госуправления, постоянно находятся в поле зрения Президента Беларуси. В целом это направление в стране функционирует четко и слаженно. Однако жизнь и, откровенно говоря, внутренние и международные события требуют определенных корректировок и модернизации подходов как в целом к государственному управлению, так и к подготовке и расстановке кадров.

Совсем недавно все эти вопросы обсуждались на совещании у Александра ­Лукашенко. Республика Беларусь, как и многие страны, переживает процесс государственно‑общественной трансформации, следовательно, роль и миссия госслужащего приобретают особое значение. Следует сделать апгрейд в самих подходах при отборе и принятии на госслужбу. Современный чиновник должен владеть новыми технологиями управления, быть компетентным, мобильным, эффективным, справедливым, честным — и постоянно совершенствовать свои знания, обучаться. Но очень важная основа всего этого — искреннее служение Родине и открытая демонстрация своей прогосударственной позиции. 

Предложение Президента ввести знак отличия госслужащего заслуживает особого внимания. Это весьма нетривиально. Ведь если задуматься, это будет для госслужащего определенный общественный тест на постоянную готовность при обращении гражданина оперативно отреагировать, помочь человеку. И для этого не требуется ломка устоявшихся принципов и механизмов. Нужно просто с душой и качественно выполнять свою работу. 

Николай ЩЁКИН.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter