Источник: Знамя юности
Знамя юности

Добавим побольше интриг. Сценарист «Кухни» о том, как нас подсаживают на сериалы

На самом интересном месте

Из нехитрой потехи для бабушек и внуков, которые в обнимку плакали над «Рабыней Изаурой» и одолели 2137 выпусков «Санта-Барбары», сериалы давно превратились в трендовое развлечение для зрителей разных возрастов. Что заставляет нас включать одну серию за другой, даже когда фильм порядком поднадоел? Мы поговорили об этом со сценаристом сериалов «Кухня», «Даешь молодежь!», «Два отца и два сына», «СашаТаня» и других известных проектов, руководителем Гомельской школы сценаристов и преподавателем курсов по драматургии Олегом Мастичем.

– Олег, правда ли, что сценаристу нужно быть хорошим психологом, чтобы увлечь зрителя? 

– Желательно разбираться в психологии. Если сценарист не знает людей, ему тяжело про них писать. Нужно много общаться, быть наблюдательным. 

– Когда садитесь за новый сценарий, вы представляете людей, которые будут смотреть проект?

– Обязательно. Если это молодежный и динамичный телеканал, мы создаем историю для молодых зрителей. Если телеканал для зрителей постарше, придумываем сюжет более взрослый, народный – уровня «Сватов». Сериалы очень популярны, их всегда ставят в прайм-тайм, чтобы обойти конкурентов. 

– Откуда взялся бум на сериалы?

– Бум случился только на постсоветском пространстве, во всем мире сериалы популярны уже давно. Объяснение этому простое: посмотрев фильм, ты испытал эмоции, обсудил их с кем-то и забыл. А хороший сериал, как близкий родственник или старый друг, ежедневно приходит к тебе домой. Это своего рода виртуальный знакомый, которого ты ждешь. Если герои понравились, встреча с ними – всегда праздник и удовольствие. Сериалы позволяют глубоко раскрыть характеры персонажей, погрузиться в их внутренний мир. И если в художественном фильме на знакомство отводится полтора часа, то здесь – недели, месяцы и годы. Чем лучше мы узнаем героя, тем ближе он нам становится.

– Какие приемы используют сценаристы, чтобы заставить нас прилипнуть к экрану и включать одну серию за другой?

– Крючков, которые цепляют зрителя, много. Один из них – клиффхэнгер, прием, когда серия обрывается на самом интересном месте. Главный рецепт успеха многосерийной ленты – грамотно выстроенные отношения между героями плюс периодическое создание различного рода интриг. Неважно, что мы смотрим (драму, комедию, детектив или фантастику) – все равно следим за дружбой, любовью, предательством, местью. Человек подсаживается именно на отношения: останется ли Макс с Викой (герои сериала «Кухни») вместе? почему они расстались? найдет ли она другого? Все остальное – лишь фон. 

– Бывает, так привыкаешь к персонажу, что скучаешь без него. Когда досмотрел последнюю серию, ищешь полюбившихся актеров в других сериалах – а там они не такие яркие. 

– Все верно. Срабатывает эффект, когда мы воспринимаем героя как близкого, знаем его подноготную, душевные переживания, сильные стороны. А потом зритель пытается переложить эти качества на другие роли актера или, еще хуже, на его личную жизнь, думая, что он и в реальности такой, как на экране. Довольно часто наступает разочарование. 

– О чем говорят социсследования: кто смотрит сериалы?

– Среди зрителей превалирует женская аудитория от 14 до 44 лет. Такая статистика характерна не только для постсоветских стран, но и для всего мира.

– Существует ли сериальная зависимость?

– Зависимость от конкретного фильма – да. Например, от «Игры престолов» или «Во все тяжкие» – мощных сериалов, которые побуждают поклонников записываться в фан-сообщества, обмениваться мнениями. Но я бы не сказал, что сериальная зависимость может быть сама по себе, по крайней мере с таким явлением не встречался. Думаю, количество сериалов будет только расти, к их производству привлекаются сильнейшие драматурги и продюсеры. Конкуренция неимоверная, потому что фильм, который не зацепил, выключат через минуту. Приходится делать сериалы качественными, чтобы зритель не тянулся к пульту.

– Сколько вы сами тратите времени на просмотр сериалов? 

– Смотрю малоизвестные сериалы, которые до нас еще не дошли, – британские, скандинавские, израильские. И делаю это с точки зрения создателя: анализирую, как снято, сколько денег потрачено. Чтобы успевать и работать, и преподавать, и отдыхать, придерживаюсь четкого тайм-менеджмента: на просмотр трачу один или два часа в день. 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Иванна Демченко, учащаяся Гомельского государственного областного лицея:

– Последний раз смотрела сериал год назад. Это была «Сотня» – фантастическая история о том, как сто подростков отправили на Землю, на тот момент уже нежилую, чтобы они выяснили, подходит ли планета для нормального существования. Смотрела залпом, сезон – за три дня. С одной стороны, было жутко интересно, а с другой – я постоянно мучилась угрызениями совести, как много интересного и полезного можно было сделать за то время, что провела, уткнувшись в монитор.

С тех пор ничего не глядела: все силы уходят на подготовку к поступ­лению, да и надоело. Не желая терять зрителей, создатели сериалов штампуют сезон за сезоном, настолько размывая сюжет, что становится откровенно скучно. 

Кстати, нашумевшую «Игру престолов» я тоже не видела, хотя среди одноклассников хватает поклонников этой киносаги. Некоторые даже не спали всю ночь, чтобы увидеть первую серию нового сезона. Но начинать не хочу – боюсь, затянет.

zubkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter