Специалист полиграфкомбината Марина Шалковская со свежеотпечатанными учебниками «Всемирной истории» для 9-го класса.
«Всемирная история» с пылу с жару
…Сейчас на потоке «Всемирная история» для 9-го класса (114,5 тысячи экземпляров) и последняя партия сборника задач по физике для 8-го класса (42,5 тысячи). В среднем тираж по каждому учебнику в этом году — 110 — 130 тысяч экземпляров на русском языке, еще несколько десятков тысяч на белорусском. Работа непростая и очень ответственная: на учебник тиражом примерно 100 тысяч экземпляров, от начала печати до готовой книги, нужно около семи рабочих дней. Печатают на комбинате в две смены, а в канун учебного года еще и по субботам, поэтому полный тираж «Всемирной истории» ожидается в четверг. Но уже тысячи книг отправились в школы разных уголков страны.Печатник Александр Ярук.
— Папирус не закупаем, и монахи в подвале у нас не сидят, — шутит директор полиграфкомбината им. Я.Коласа Игорь Маланяк, показывая свежие красочные оттиски. — За январь — июль мы отпечатали для общего среднего образования 49 наименований учебников общим тиражом более 2,8 млн экземпляров и 560 экземпляров учебных пособий методом Брайля для специального образования. В планах на август — 8 учебников общим тиражом 487 тысяч экземпляров.
Непривычно читать учебник по истории в виде больших листов, где на каждой стороне по 16 страниц. Это сложная цветная печать, для которой используют четыре краски (красную, синюю, желтую и черную), на специальной листовой офсетной машине, выдающей более 14 тысяч листов в час. Через каждые 300 — 500 листов работники проверяют, как идет печать, нет ли брака. Отпечатанный с двух сторон лист составляет отдельную тетрадь, а уже из таких тетрадок затем сшивают учебник и наряжают его в переплет. Немного по-другому начинает путь на школьные парты сборник задач по физике: его печатают на ролевой машине, куда бумага подается не листами, а рулонами. Это оборудование работает медленнее, поэтому подходит для пособий, где для печати достаточно всего одной или двух красок.
Рассматриваем стопки уже готовой к путешествию в школы «Русской литературы», рядом — обложки для учебников по китайскому языку для 8-го класса, за ними — без пяти минут красочные общие тетради, которые в отличие от книг сшивают не нитками, а скобками. Глаз цепляется и за стопку будущих дневников в интегральной обложке, которую третий год в качестве эксперимента применяют еще и для учебника по физике для 7-х, 8-х и 9-х классов. Различие для комбината здесь лишь в том, что машина, делающая интегральный переплет, всего одна, а для обычного твердого имеются три, поэтому нужно еще более тщательно планировать печать. Заместитель директора по производству Лариса Щебетова говорит, что именно дневникам с интегральной обложкой все чаще отдают предпочтение и ученики, и их родители:
— В прошлом году мы выпустили 620 тысяч дневников с интегральной обложкой, в этом — постараемся 700 тысяч. А учеников младших классов и вовсе практически на 100% ими обеспечили.
Что нового в программе
В этом году 18 новых учебных пособий подготовлены для 9-го класса. Но будут новинки и у других школьников, объясняет Людмила Романовская, заместитель директора Национального института образования по методической работе. К примеру, пятиклассники получат новые учебники по истории древнего мира, русскому и белорусскому языкам, а также по русской литературе. Восьмиклассников ждут еще пахнущие типографской краской издания по техническому труду и китайскому языку, а также долгожданная география, которая из-за доработок так и не появилась на партах в прошлом году.— Учебные пособия разрабатываются на конкурсной основе. Участниками этого конкурса могли быть как отдельные авторы, так и авторские коллективы. Среди победителей каждый четвертый — практикующий педагог. Новые учебники создают ученые, занимающиеся разработкой содержания различных образовательных областей, опытные методисты и лучшие учителя, которые отвечают за соответствие учебного материала возрастным познавательным особенностям учеников. Кроме того, среди авторов пособий для 9-го класса есть те, кто разрабатывал учебники для 8-го. Например, по алгебре — Ирина Арефьева и Ольга Пирютко, по геометрии — Валерий Казаков, по физике — Лариса Исаченкова, по химии — Игорь Шиманович.
Еще в 2015 году было определено, что новые учебники должны доступно излагать материал, предлагать практико-ориентированные задания, диаграммы, графики и таблицы с современным дизайном, а также содержать ссылки через QR-коды на дополнительные образовательные ресурсы.
Печать школьных учебников вышла на финишную прямую.
Важной считают в Национальном институте образования и преемственность между учебниками по одному предмету для разных классов: сохранить интересные рубрики, дизайн знаков-символов на полях и прочие оформительские элементы, что облегчает работу школьника с пособием. Что же касается дополненной реальности, то ее, уточняет Людмила Романовская, используют, лишь когда это методически целесообразно:
— В учебнике физики технология дополненной реальности позволяет визуализировать опыты и эксперименты, а по искусству она предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию в музеи, к памятникам архитектуры.
Само же содержание в новых учебниках отражает те изменения, которые случились в программах. Так, в химии для 9-го класса представлены только темы по неорганической химии, а в учебник по географии для 8-го класса включены темы по социально-экономической географии. В геометрии тема «Соотношения в прямоугольном треугольнике», которую изучали в 8-м классе, перешла в учебник для 9-го.
pasiyak@sb.by