На IX Международном Рождественском оперном форуме выступила Ольга Перетятько

Пока в малом зале на пятом этаже участники V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов яростно сражались с головокружительно трудными ариями, пытаясь убедить жюри, что эти сложности им по плечу, в большом зале внизу репетировала Ольга Перетятько. Она пела те же самые арии с легкостью птички, как будто вынимала их из кармана. Пела в полный голос, ничуть не заботясь о том, что вечером у нее большой концерт, и по всем правилам она должна бы «экономить» связки, чтобы вечером быть в отличной форме.

Все эти правила придуманы для людей с ограниченными вокальными возможностями. У Ольги Перетятько возможности безграничные. Начав свою вокальную жизнь как контральто, она с легкостью покоряет самые головокружительные сопрановые верхи. В этом она похожа на великих певиц 180-летней давности: Марию Малибран (сестру Полины Виардо), с одинаковым успехом певшую и Отелло, и Дездемону в опере Россини, Джудитту Пасту и Джулию Гризи – муз Россини и Доницетти.

Неудивительно, что Перетятько поет тот же самый репертуар. Бельканто, ласкающее слух, напоенное солнечными мелодиями Италии, богато украшенное кружевом акробатических фиоритур, глиссандо и трелей. Бессмертные арии великих мастеров – те самые «мгновения», которые «раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Ольга Перетятько не раз признавалась, что ей скучно петь концерты в стиле «два притопа, три прихлопа». Каждый свой концерт она превращает в марафон, в огромное испытание для самой себя и для оркестра, который ей аккомпанирует. В то время как публика сидит в мягких креслах и наслаждается этим пиром мелодий и красок.

Вот и нынче весь Минск пришел послушать Перетятьку, а многие ради этого приехали из других городов и не прогадали. Первый и пока единственный концерт всемирно знаменитой дивы в Большом театре Беларуси (прошедший, к слову, при содействии концертного агентства «Берин Артс») удался на славу. В ее исполнении прозвучали бессмертные оперные хиты – каватина Нормы «Casta diva», вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня». А еще каватина Семирамиды, каватина Линды из оперы «Линды ди Шамуни» (помню, как в детстве я бесконечно переслушивала эту арию в исполнении несравненной Анны Моффо) и финальная сцена сумасшествия из оперы Доницетти «Анна Болейн».

И, конечно, каватина Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В дуэте с главным приглашенным дирижером Большого театра Беларуси Джанлука Марчано, который с редким блеском и мастерством аккомпанировал в этом концерте, Ольга Перетятько вернула хрестоматийной арии ее первозданный блеск, возвратила ее к истокам – к великому искусству бельканто, к Россини, Беллини и Доницетти.

А ведь были еще и бисы, сопровождавшиеся изящными комментариями и милыми шалостями певицы. Для того, чтобы она могла говорить, ей вынесли микрофон, в ответ на что она заявила:

– Это мне напоминает, как я недавно в Париже пела с Робби Уильямсом!

Должно быть, это был единственный случай в ее карьере, когда она пела в микрофон.

Четыре биса – считай, третье отделение концерта! Да каких!

Сначала премьера «Рождественской песни» Петра Геккера на стихи Иосифа Бродского. Почти премьера, потому что певица уже исполняла эту специально для нее написанную вещь в прошлогоднем концерте «Christmas in Vienna». Но это был стандартный концерт для телевидения, и аранжировку делал местный умелец.

– А здесь я попросила самого композитора сделать оркестровку, – рассказывает Ольга. – Я сама сегодня в первый раз ее услышала. Петр Геккер преподает в Петербургской консерватории. Когда мне для моего блога понадобилась рождественская песня, я обнаружила, что у нас есть только «В лесу родилась елочка» и какие-то никому не известные колядки. Я бросила клич в фейсбуке: «Ребята, композиторы, мне нужен рождественский хит!», – и на меня обрушились километры партитур. Пятьдесят партитур минимум! Я все это прослушала, пропела и выбрала это произведение. Тем более, что тут на высоком уровне обыгран текст Иосифа Бродского. Такое вообще редко случается! Если послушать тексты других рождественских песен, становится смешно.

Дальше прозвучала знаменитая каватина Розины. Причем, взяв в конце верхнее «до», певица держала его так долго, что успела поздороваться за руку с дирижером. Зал веселился от души.

– А теперь, – сказала дива перед третьим бисом, – я исполню песню о Минске!

И запела романс Рахманинова «Здесь хорошо…» в оркестровке Евгения Светланова.

Казалось бы, четвертого биса не будет. И тут Перетятько запела колыбельную Клары «Summertime» из оперы Гершвина «Порги и Бесс».

Излишне говорить, что каждый номер в ее исполнении сопровождался громом оваций. Но не меньше аплодисментов (и цветов!) досталось симфоническому оркестру Большого театра Беларуси. Не так уж часто этому замечательному коллективу выпадает случай выбраться из оркестровой ямы и искупаться в лучах славы.

Нынешний концерт дивы, как торт «Наполеон», был прослоен оркестровыми увертюрами, в которых мастерство наших музыкантов предстало во всем своем блеске. Увертюры к «Руслану и Людмиле», «Севильскому цирюльнику» и «Норме», а также все аккомпанементы прозвучали по-итальянски легко, живо и ярко. Браво, оркестр! Браво, маэстро Джанлука Марчано!

Ольга Перетятько тоже была приятно удивлена качеством оркестра и акустики.

Уже появились первые отзывы в сети.

Влиятельный московский оперный блогер Федор Борисович написал в фейсбуке:

– Ласкающий слух голос, соловьиная непринужденность пения, убойная программа и четыре биса. Сегодня в Большом театре Беларуси отгремел овацией большой оперный праздник – сольный концерт блистательной Ольги Перетятько.

Отдельно блогер отметил «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»:

– Как я люблю, когда певицы исполняют то, что написал Гершвин, а не то, что поет моя любимая Элла [Фицжеральд]!

А вот что написал в фейсбуке креативный редактор «Радио Юнистар» Николай Рудковский:

– Огромное спасибо Ольге Перетятько за то, что на концерте в Минске она исполнила арии из редких для нашей сцены опер. А за «Casta Diva» тысячи благодарностей!

Прочитав, возрадовалась. Неужели редакторы наших радиостанций наконец-то поняли, что мнимая «элитарность» классической оперы – всего лишь выдумка торговцев шоу-продукцией, которым нужно как-то втюхивать покупателям свой товар? Неужели оперные хиты вновь зазвучат по радио, как это было в нашем детстве, когда любой сколько-нибудь культурный человек мог напеть песенку Герцога или арию Ленского? Дай Бог, это было бы счастьем.

Фото: facebook.com/golospubliki

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter