Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя местоположение груза.
Где убыло, где прибыло
Около 70 процентов ввезенных в страну товаров оформляется сотрудниками Минской региональной таможни, поэтому именно на ее примере целесообразно посмотреть, каким оказался минувший год для нашей внешней торговли.
— В первую, весеннюю волну коронавируса произошло снижение импортного товаропотока на 10 процентов, и мы не исключали, что эта тенденция будет долгосрочной, — признал Александр Валиев, начальник Минской региональной таможни. — После первой волны произошло некоторое оживление процессов, затем нахлынула вторая волна… Тем не менее в столь динамично меняющейся обстановке мы завершили год примерно с такими же результатами, как и 2019-й. Если количество товарных партий и соответственно поданных деклараций снизилось примерно на 10—12 процентов, то в денежном выражении наблюдался рост на семь процентов. Иными словами, количество товарных партий стало несколько меньше, однако они были более дорогими. Так что тенденция нарастания объемов работы, уже привычная для нас в последние годы, сохранилась, и, несмотря на кризисные явления в мировой торговле, год завершился в целом неплохо. Что касается поступлений в республиканский бюджет в результате таможенных операций МРТ, то даже в такой сложный год они выросли на 9,5 процента.
Александр ВАЛИЕВ.
Стоимость импорта в зоне действия Минской региональной таможни возросла и благодаря акценту на реализацию инвестпроектов, модернизацию производства. Например, в настоящее время реализуется крупный инвестиционный проект по созданию и развитию Белорусской национальной биотехнологической корпорации. Все ввезенное оборудование, механизмы, которые необходимы для огромного завода под Руденском, безусловно, недешевы, а таможенное оформление они проходили именно здесь.
Интеллектуальное ядро
Скорость выпуска товаров постоянно увеличивается. Если в 2019 году три четверти импортных таможенных деклараций оформлялось в течение двух часов, то в 2020-м за такое же время осуществляли контроль уже за 85 процентами этих документов. Оставшиеся 15 — это те, которые требовали более тщательной проверки заявленной стоимости, соответствия запретам и ограничениям, досмотра на наличие предметов, которые могут нанести вред обществу.
С момента обнуления таможенных платежей за электромобили их стали ввозить чаще
— В прошлом году в нашей работе произошло очень серьезное технологическое изменение: создание регионального центра электронного декларирования, — объясняет причины столь высоких скоростей Александр Анатольевич. — Суть его в том, что электронная декларация, поданная субъектом хозяйствования, автоматически направляется для обработки в наименее загруженный пункт таможенного оформления (ПТО), который программа вычисляет с помощью определенных формул и алгоритмов. Наш опыт распределения деклараций шагнул за границы зоны деятельности МРТ, и сегодня в этом механизме задействованы основные ПТО всех регионов страны. Результаты очевидны: мы избегаем пиковых вбросов деклараций в один ПТО при неполной загрузке другого, увеличивается общая скорость обработки документов, сокращается время выпуска товаров.
Еще один немаловажный нюанс — алгоритмы программы исключают возможность внутренних рисков и даже коррупционных проявлений. Теперь, когда ее действие распространилось на всю страну, шанс таможенной декларации попасть к «нужному» инспектору ничтожен.
— В настоящее время происходят определенные доработки программного продукта, оптимизация процессов, внедрение почтовых сервисов, которые обеспечат движение документов и информации внутри таможенной системы в режиме реального времени. Хотелось бы, чтобы дополнительная информация из одного ПТО в другой отправлялась автоматически, в течение считаных секунд, а не за несколько минут при участии человека, — продолжает Александр Валиев. — Не сомневаюсь: в нынешнем году географическое развитие этого механизма завершится, дальше будем двигаться в направлении технологического упрощения и совершенствования его работы. От дискретной модели работы и управления таможенной службой мы перейдем к централизованной, с одним интеллектуальным ядром на всю страну и удаленным доступом к нему всех сотрудников.
Количество товарных партий немного снизилось, но в денежном выражении наблюдался рост на 7 процен
Маяки на пути
Высокая скорость выпуска товаров не мешает таможенникам уделять самое пристальное внимание выявлению наркотических средств и психотропных веществ. Несмотря на значительное снижение пассажиропотока, количество попыток их ввоза существенно возросло. Наркотики частенько вкладывали в международные почтовые отправления. Пресечено и много попыток нелегального ввоза и вывоза крупных денежных сумм: преступность не ушла на самоизоляцию и, поскольку наземные границы закрыты, ее представители пытались перемещать наличную валюту воздушным путем. Напомним, при пересечении границы необходимо декларировать сумму, превышающую 10 тысяч долларов, а тот, кто везет более 100 тысяч, должен еще и документально подтвердить происхождение денег.
Минская региональная таможня уже протестировала работоспособность программных продуктов при взаимодействии с ID-картами физических лиц. С помощью содержащегося на карте средства для генерации электронно-цифровой подписи гражданин сможет через личный кабинет, например, предоставить необходимые сведения в отношении товара, который прибыл к нему в международном почтовом отправлении, или самостоятельно подать пассажирскую таможенную декларацию при ввозе автомобиля из-за границы. К слову, в минувшем году существенно увеличилось количество автомобилей, ввезенных из-за границы. Так, если в 2019 году Минской региональной таможней было оформлено 7500 автомобилей для личного пользования граждан, то в 2020-м их количество достигло 14 500. Причем после создания льготных условий до 20 процентов ввезенных авто составляет доля электромобилей.
С электронными пломбами проще отслеживать маршрут движения автомобиля, не допускать несанкционированной выгрузки части товаров
Упрощает контроль за передвижением товаров, делает его более качественным установка на грузовики электронных пломб.
— Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя местоположение груза посредством использования инновационных информационных технологий. Этот инструментарий мы стали чаще применять во второй половине минувшего года. В зоне деятельности МРТ на транспортные средства в 2020-м было наложено более 9,5 тысячи электронных пломб. Это очень удобно: так проще отслеживать маршрут движения автомобиля, не нужно принимать дополнительные меры, чтобы не допустить несанкционированной выгрузки части товаров по пути следования. Полученную информацию используем и принимая решение, на какие товарные партии обратить больше внимания, провести их контроль, — отметил Александр Валиев.
nevmer@sb.by
Фото предоставлены Минской региональной таможней.