Опыт электронного декларирования импортных товаров Минской региональной таможни распространился на всю страну

На границе новых скоростей

Активность мировой торговли в минувшем году заметно снизилась — о себе дали знать локдауны, карантин, снижение покупательной способности, связанные с пандемией коронавируса и мировым экономическим кризисом. Тем не менее у нас по-прежнему есть возможность приобретать одежду, продукты, бытовую технику и прочую продукцию зарубежного производства. Это значит, импорт и экспорт товаров продолжаются. Корреспондент «Р» узнала, как отразился сложный 2020 год на работе таможенных органов.

Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя местоположение груза.

Где убыло, где прибыло

Около 70 процентов ввезенных в страну товаров оформляется сотрудниками Минской региональной таможни, поэтому именно на ее примере целесообразно посмотреть, каким оказался минувший год для нашей внешней торговли.

— В первую, весеннюю волну коронавируса произошло снижение импортного товаропотока на 10 процентов, и мы не исключали, что эта тенденция будет долгосрочной, — признал Александр Валиев, начальник Минской региональной таможни. — После первой волны произошло некоторое оживление процессов, затем нахлынула вторая волна… Тем не менее в столь динамично меняющейся обстановке мы завершили год примерно с такими же результатами, как и 2019-й. Если количество товарных партий и соответственно поданных деклараций снизилось примерно на 10—12 процентов, то в денежном выражении наблюдался рост на семь процентов. Иными словами, количество товарных партий стало несколько меньше, однако они были более дорогими. Так что тенденция нарастания объемов работы, уже привычная для нас в последние годы, сохранилась, и, несмотря на кризисные явления в мировой торговле, год завершился в целом неплохо. Что касается поступлений в республиканский бюджет в результате таможенных операций МРТ, то даже в такой сложный год они выросли на 9,5 процента.

Александр ВАЛИЕВ.

Стоимость импорта в зоне действия Минской региональной таможни возросла и благодаря акценту на реализацию инвестпроектов, модернизацию производства. Например, в настоящее время реализуется крупный инвестиционный проект по созданию и развитию Белорусской национальной биотехнологической корпорации. Все ввезенное оборудование, механизмы, которые необходимы для огромного завода под Руденском, безусловно, недешевы, а таможенное оформление они проходили именно здесь.

Интеллектуальное ядро

Скорость выпуска товаров постоянно увеличивается. Если в 2019 году три четверти импортных таможенных деклараций оформлялось в течение двух часов, то в 2020-м за такое же время осуществляли контроль уже за 85 процентами этих документов. Оставшиеся 15 — это те, которые требовали более тщательной проверки заявленной стоимости, соответствия запретам и ограничениям, досмотра на наличие предметов, которые могут нанести вред обществу.

С момента обнуления таможенных платежей за электромобили их стали ввозить чаще

— В прошлом году в нашей работе произошло очень серьезное технологическое изменение: создание регионального центра электронного декларирования, — объясняет причины столь высоких скоростей Александр Анатольевич. — Суть его в том, что электронная декларация, поданная субъектом хозяйствования, автоматически направляется для обработки в наименее загруженный пункт таможенного оформления (ПТО), который программа вычисляет с помощью определенных формул и алгоритмов. Наш опыт распределения деклараций шагнул за границы зоны деятельности МРТ, и сегодня в этом механизме задействованы основные ПТО всех регионов страны. Результаты очевидны: мы избегаем пиковых вбросов деклараций в один ПТО при неполной загрузке другого, увеличивается общая скорость обработки документов, сокращается время выпуска товаров.

Еще один немаловажный нюанс — алгоритмы программы исключают возможность внутренних рисков и даже коррупционных проявлений. Теперь, когда ее действие распространилось на всю страну, шанс таможенной декларации попасть к «нужному» инспектору ничтожен.

— В настоящее время происходят определенные доработки программного продукта, оптимизация процессов, внедрение почтовых сервисов, которые обеспечат движение документов и информации внутри таможенной системы в режиме реального времени. Хотелось бы, чтобы дополнительная информация из одного ПТО в другой отправлялась автоматически, в течение считаных секунд, а не за несколько минут при участии человека, — продолжает Александр Валиев. — Не сомневаюсь: в нынешнем году географическое развитие этого механизма завершится, дальше будем двигаться в направлении технологического упрощения и совершенствования его работы. От дискретной модели работы и управления таможенной службой мы перейдем к централизованной, с одним интеллектуальным ядром на всю страну и удаленным доступом к нему всех сотрудников.

Количество товарных партий немного снизилось, но в денежном выражении наблюдался рост на 7 процен

Маяки на пути

Высокая скорость выпуска товаров не мешает таможенникам уделять самое пристальное внимание выявлению наркотических средств и психотропных веществ. Несмотря на значительное снижение пассажиропотока, количество попыток их ввоза существенно возросло. Наркотики частенько вкладывали в международные почтовые отправления. Пресечено и много попыток нелегального ввоза и вывоза крупных денежных сумм: преступность не ушла на самоизоляцию и, поскольку наземные границы закрыты, ее представители пытались перемещать наличную валюту воздушным путем. Напомним, при пересечении границы необходимо декларировать сумму, превышающую 10 тысяч долларов, а тот, кто везет более 100 тысяч, должен еще и документально подтвердить происхождение денег.

Минская региональная таможня уже протестировала работоспособность программных продуктов при взаимодействии с ID-картами физических лиц. С помощью содержащегося на карте средства для генерации электронно-цифровой подписи гражданин сможет через личный кабинет, например, предоставить необходимые сведения в отношении товара, который прибыл к нему в международном почтовом отправлении, или самостоятельно подать пассажирскую таможенную декларацию при ввозе автомобиля из-за границы. К слову, в минувшем году существенно увеличилось количество автомобилей, ввезенных из-за границы. Так, если в 2019 году Минской региональной таможней было оформлено 7500 автомобилей для личного пользования граждан, то в 2020-м их количество достигло 14 500. Причем после создания льготных условий до 20 процентов ввезенных авто составляет доля электромобилей.


С электронными пломбами проще отслеживать маршрут движения автомобиля, не допускать несанкционированной выгрузки части товаров

Таможенники по-прежнему продолжают выявлять случаи, когда количество товаров в партиях не совпадает с указанным в документах. Это не всегда результат преступного умысла: виной тому может стать и невнимательность декларантов, ошибки при формировании товарных партий. Подобные административные правонарушения крайне редко влекут конфискацию товаров. 

Упрощает контроль за передвижением товаров, делает его более качественным установка на грузовики электронных пломб.

— Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя местоположение груза посредством использования инновационных информационных технологий. Этот инструментарий мы стали чаще применять во второй половине минувшего года. В зоне деятельности МРТ на транспортные средства в 2020-м было наложено более 9,5 тысячи электронных пломб. Это очень удобно: так проще отслеживать маршрут движения автомобиля, не нужно принимать дополнительные меры, чтобы не допустить несанкционированной выгрузки части товаров по пути следования. Полученную информацию используем и принимая решение, на какие товарные партии обратить больше внимания, провести их контроль, — отметил Александр Валиев.

nevmer@sb.by

Фото предоставлены Минской региональной таможней.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter