Маэстро Александр Анисимов: мы сделали Государственный симфонический академический оркестр одним из брендов нашей культуры

Музыка служит миру

Белгосфилармония 1 октября официально открывает новый сезон после полугодового перерыва. Не так давно уже успел выйти к публике Государственный академический симфонический оркестр: увертюра к началу сезона получилась впечатляющей и эффектной. Мы пообщались с руководителем ведущего коллектива — народным артистом, маэстро Александром Анисимовым и расспросили его о планах на будущее.


— Александр Михайлович, с каким настроением ваш оркестр и лично вы вступили в новый сезон?

— Должен сказать, что настроение, в принципе, всегда одинаково приподнятое. Но тем не менее начало этого сезона, я думаю, все-таки войдет в историю. Никогда не было такого, чтобы мы закончили выступления весной и не видели публики практически в течение полугода. С другой стороны, мы продолжали работать, репетировать. Конечно, новый сезон будет отличаться от предыдущего — прежде всего репертуаром, программами. Может быть, у нас появится возможность пригласить каких-то интересных солистов: уже есть планы на этот счет, которые, к сожалению, сокращают наше общение с приезжими музыкантами, с гостями из других стран. Это связано с пандемией коронавируса и соответствующими ограничениями, которые пока что остаются актуальными. По тем же причинам сейчас пауза в гастролях, хотя мы в прежние годы очень активно выезжали за рубеж. Однако есть надежда с января возобновить контакты с нашими иностранными партнерами. Планируем принять участие в фестивале имени Соллертинского в Витебске: наш постоянный контакт с этим городом, с любителями классической симфонической музыки сохраняется.

— Какие произведения будут звучать в течение сезона в исполнении оркестра в Большом зале Белгосфилармонии?

— Интересные программы, составленные из сочинений не только популярных, таких как 2-я симфония Рахманинова или 1-й концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, 7-я симфония Бетховена, фортепианный концерт Грига, но и из нечасто звучащих произведений. А иногда это будут и сочинения, впервые предъявленные нашей публике, таких авторов, как Золтан Кодай, Богуслав Мартину, Игорь Стравинский, Бенджамин Бриттен… Думаю, мы продолжим и цикл концертов в Малом зале имени Ширмы, который уже завоевал популярность, в нем участвуют ведущие солисты оркестра — и тоже с необычными проектами.

— Помню, как лет 5—6 назад мы с вами обсуждали кадровые дыры в белорусских оркестрах. Изменилась ли ситуация? Приходят ли сегодня в коллектив молодые музыканты? 

— У оркестра за те 20 лет, что я им руковожу, случались разные периоды. Были «лысины», пустые места, было время, когда народ не сильно рвался работать в филармонию. Но мы постепенно завоевывали интерес публики, уважение руководителей культуры и государства — и пришли к тому, что сейчас штат абсолютно заполнен, более того, желающих попасть в оркестр достаточно много. Случается, у нас освобождается место — это происходит, когда, получив серьезную школу оркестровой игры у нас, музыканты уезжают, например, в оркестр Гергиева, куда попасть труднее, чем в Лондонский симфонический. Или в польские, австрийские оркестры, даже в Африку, бывает, отправляются. Так вот, на освободившееся место объявляется конкурс, и если раньше к нам приходили 2—3 человека, то сейчас до 10—15 кандидатов. Мы выбираем наиболее ярких, интересных — и такие люди в последнее время к нам приходят, причем из числа молодежи. Например, Алексей Белокурский — талантливый валторнист, будет 1 октября солистом в премьере нового сочинения Андрея Мдивани, мы сыграем концертино для валторны с оркестром. Есть очень талантливые молодые струнники, мы берем даже перспективных студентов академии музыки, которые, учась, уже играют у нас. Так что дорога для молодежи открыта: надо только доказать свое право работать в коллективе, являющемся гордостью страны. 

Имидж оркестра очень сильно поднялся благодаря тому, что мы много работаем, ищем новые формы общения с публикой, новые средства популяризации белорусской музыки, а не просто ставим ее в нагрузку к программе. Нет, сейчас если заявлено сочинение Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова, Сергея Кортеса, Андрея Мдивани, Дмитрия Смольского, у нас будет аншлаг.

— За последние годы интерес к произведениям современных белорусских композиторов действительно серьезно вырос.

— Добиться этого было непросто. Но когда добились, то и популярность оркестра не только у зрителей, но и у молодых музыкантов, желающих к нам попасть, увеличилась.

— То есть вы ощущаете, что сейчас востребован у публики не только классический перечень имен? 

— Люди начали прицельно ходить именно на белорусскую музыку и на наш оркестр. И я даже не про столицу говорю. Простой пример: у нас есть приглашение из Витебска, мы обсуждаем, что можем предложить, ставим в программу творчество Кортеса и Кузнецова — и никаких вопросов у организаторов, и полный зрительный зал. Представьте, насколько нам доверяют. Это очень здорово!

— Возвращаться к работе после долгого перерыва, да еще с обновленным составом, было сложно?

— Был энтузиазм и желание работать. Но в то же время контакт со зрителем нужен музыканту как тренинг: если он теряется, вместе с ним исчезает и ощущение тепла, а это уже сложнее для исполнителя. Поэтому возвращение на сцену далось нам очень непростыми усилиями. Но все равно чувство радости было главным.

— Какова ваша позиция как человека искусства по отношению к происходящему сегодня в стране? Что должны, на ваш взгляд, предлагать люди культуры этому миру, своему зрителю, слушателю?

— Вопрос, с одной стороны, простой, а с другой — ответить на него не так просто. Прежде всего, человек искусства — такой же, как все остальные. В любой сфере можно быть талантливым, увлеченным, а можно формально относиться к профессии. Если кто-то считает людей искусства какой-то особой кастой, это совершенно не так. Мы такие же, со своими ошибками или достижениями, как медики, инженеры, айтишники, учителя. Наши взгляды точно так же разнятся, поскольку нет ни одного человека одинакового. И это диалектика. Позиция Белгосфилармонии была изложена в открытом письме, которое призывает всех верить в то, что ситуация разрешится, и прежде всего мирным путем. Это та позиция, без которой вряд ли мы можем творить, спокойно работать, делать то, что преображает человека. Ведь филармония — это храм. Храм искусства, музыки, и люди, приходящие сюда, становятся богаче, лучше, духовно интереснее, они аккумулируют позитив, который получают на концертах. 

— Искусство обладает грандиозной исцеляющей силой. Когда зрители рассаживаются в зале, они не делят себя на своих и чужих — просто вместе слушают музыку. Может быть, именно в этом залог нашего будущего мирного объединения?

— Известно изречение Черчилля, у которого спросили, зачем выделять деньги на культуру в военное время? На что он ответил: если не будет культуры, мы никогда не закончим войну. Если не будет музыки, мы никогда не доберемся до мира. Мне кажется, что это мудро.

ovsepyan@sb.by

КСТАТИ

Открытие 83-го сезона Белорусской государственной филармонии пройдет 1 октября. Идея отметить Международный день музыки большим концертом, объединив на сцене четыре ведущих коллектива и одиннадцать солистов, принадлежит генеральному директору Белгосфилармонии Александру Никите. 

Нас ждет выступление Государственного академического симфонического оркестра под управлением маэстро Александра Анисимова, Государственного камерного оркестра под управлением Евгения Бушкова, Государственного камерного хора под руководством Натальи Михайловой и Государственной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы (главный дирижер — Ольга Янум).

В программе концерта — не только проверенная классика, но и ценимая меломанами музыка современных авторов. Так, в исполнении Государственного камерного оркестра и Государственного камерного хора прозвучит произведение выдающегося современного аргентинского композитора Мартина Пальмери — «Магнификат» для солистов, хора, фортепиано и бандонеона с оркестром. Музыка Пальмери объединяет классические принципы композиции с аргентинскими национальными мотивами. Впервые в Беларуси прозвучат оригинальные вариации бельгийского корифея скрипичной музыки Эжена Изаи, сочиненные на знаменитую тему 24-го каприса Никколо Паганини. Также оркестр отметит 180-летие П. И. Чайковского премьерой аранжировки его «Колыбельной» в обработке Сергея Рахманинова.

Во втором отделении Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением народного артиста Александра Анисимова исполнит «Симфонию псалмов» Игоря Стравинского для оркестра, хоровой капеллы, детского хора и фортепианного дуэта, произведения Станислава Монюшко, Льва Абелиовича, Золтана Кодаи, концерт для органа с оркестром Георга Генделя. Важным акцентом программы станет первое исполнение концертино для валторны с оркестром белорусского композитора Андрея Мдивани.  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter