Мудрый человек из Чемолгана

Когда видных деятелей позднего Советского Союза спрашивают, а был ли человек, который мог спасти единую страну, практически все они отвечают одинаково: «Был. Нурсултан Назарбаев». Кто знает, как бы складывались судьбы мира, если бы казахстанский лидер все-таки возглавил в 1991-м союзное правительство. Но ему была уготована другая миссия. Стать отцом-основателем нового суверенного государства.

Фото РЕЙТЕР

Именно Назарбаев предпринял последнюю попытку спасти СССР. Он отклонил предложение Бориса Ельцина полететь в Беловежскую пущу. Вместо этого прибыл в Москву и попытался примирить двух президентов — советского и российского. Здесь важен не итог той встречи. Он известен. Показательны главные черты назарбаевского характера: верность, принципиальность и рассудительность. Ответственный политик до последнего боролся за страну, в которой родился. Знал все ее минусы (с детства в Чемолгане был знаком со спецпереселенцами), но любил. А когда уже сделать было ничего нельзя, со всей энергией принялся за строительство независимого и суверенного Казахстана.

Сейчас, глядя на процветающий и стабильный Казахстан, трудно представить, в каком положении была страна, когда в 1991 году ее принял первый президент.

Объем промышленного производства сократился вдвое, транспортных перевозок — на две трети, сельского хозяйства — на треть. Республика стояла на грани голода. Конечно, практически все постсоветское пространство было в таком бедственном положении. Но в Казахстане ко всем проблемам добавлялся еще и острый геополитический фактор. Рядом, на юге, полыхал Афганистан. Оттуда пламя гражданской войны перекинулось на Таджикистан. Неспокойно было в Ферганской долине. Казалось, что многонациональному Казахстану не устоять в этой круговерти. Но Назарбаев твердо дал понять: делению по национальности, религии и языку не бывать. «Да и как разделить, — писал позже он, — если к дому казахской семьи лепился дом турка-месхетинца, а в следующем жили Богдан, Рихард, Олег…» Так рождалась новая казахстанская политическая нация. Частью ее стали и более 60 тысяч белорусов, которые спокойно живут в Нур-Султане и Павлодаре, Усть-Каменогорске и Караганде.

Еще не удалось разобраться до конца со всеми хозяйственными неурядицами, а Назарбаев уже выступил с крупными идеологическими инициативами. Сначала появляется «модель Назарбаева». Ее главный принцип — на первом месте экономика, а потом придет и политика. Людей нужно не стравливать, не делить на своих и чужих, а накормить, обуть, одеть. Эта стратегия, как и многое у Назарбаева, опирается на народную сметку, мудрость. Казахская пословица гласит: «Без еды не будет беседы». И ведь не поспоришь! Тогда же, в середине 1990-х, рождается и новая евразийская идея. Не все ее сразу поняли, но спустя годы она легла в основу крупного интеграционного проекта. Как вполне осязаемое подтверждение этой идеи — столица была перенесена в Астану. Ныне город носит название Нур-Султан. Шаг ответственный, рискованный. Но он предопределил целостность молодого государства. Некоторое время спустя Александр Лукашенко так оценил это решение: «И делал он это не ради себя, а ради Казахстана… И это символизировало то, что появился новый Казахстан, новая столица. И столица там, где земли казахские».

Фото  БЕЛТА

Вообще, роли Беларуси и Казахстана в мировой политике очень схожи. Мы строим суверенные государства, но при этом выступаем за разумную и взаимовыгодную интеграцию на постсоветском пространстве. А главное — обе страны стали донорами стабильности и мира. И здесь Назарбаев также следует вековой народной мудрости. Когда-то один из величайших правителей Казахского ханства Касым-хан мечтал, чтобы страна жила в мире. Пройдя десятки сражений, будучи прославленным батыром, он напутствовал старшего сына: «Пусть ядра-молнии стреляют только по праздникам». Его мечта осуществилась спустя пятьсот лет. Казахская земля — мирная. По всей планете знают минский процесс — переговоры, остановившие большую войну в Донбассе. Не менее известен и астанинский процесс, внесший огромный вклад в урегулирование конфликта в Сирии. И можно только догадываться, каких усилий стоило Назарбаеву собрать в Астане в декабре 2010 года глав государств и правительств ОБСЕ. После 11-летнего перерыва!

Крупный политический лидер, как принято говорить, тяжеловес, притягивает к себе, обладает особым, почти мистическим обаянием. И даже вдохновляет. Судите сами. Одну из самых сильных своих программных речей, посвященных внешней политике, Александр Лукашенко произнес в университете имени Льва Гумилева в Астане в мае 2011 года, а всего через два с небольшим года в том же городе, но уже в Назарбаев Университете, председатель КНР Си Цзиньпин предложил создать Экономический пояс Шелкового пути.

Вчера Нурсултану Назарбаеву исполнилось 80 лет. Он встретил свой юбилей в статусе играющего тренера большой политики. Причем не только на казахстанском политическом поле. Его достижения можно, конечно, измерять цифрами. Уместно вспомнить, что ВВП вырос с 22 до 184 млрд долларов, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка Казахстан уже на 25-м месте. Таким образом, выполняется еще одна амбициозная стратегия «Казахстан-2050». Ее цель — войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Но скажите честно, кто сейчас помнит, какой был ВВП Франции при де Голле? Или сколько танков в месяц выпускала Великобритания при Черчилле? Запоминаются фигура, стиль, вклад в историю, отношение народа. А по всем этим показателям (а их алгеброй не измеришь) Нурсултан Назарбаев, которого давно и по праву называют Елбасы — лидером нации, вошел в очень узкий ареопаг политических мудрецов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter