Чего ожидать от массовой стерилизации бездомных кошек?

Меньшее из зол?

В стране замаячила перспектива массовой стерилизации бездомных кошек. Фонд помощи животным Бриджит Бардо (FBB), представители которого были недавно у нас с визитом, выступил с инициативой внедрения программы, предусматривающей отлов, стерилизацию, вакцинацию и возврат этих животных в среду обитания. Фонд готов финансировать кампанию при условии, что животных перестанут отстреливать и усыплять. Программа, по мнению инициаторов, должна решить проблему жестокого обращения с животными и позволит эффективно регулировать их численность.


Скажу честно: как владелица двух представителей кошачьего рода, рожденных под кустом на столичной улице Кнорина, очень слабо себе представляю стерилизацию животного, у которого нет хозяина. И особенно – когда таких сотни и тысячи. Операция у кошки – полостное хирургическое вмешательство под наркозом, которое требует времени не только на то, чтобы животное пришло в себя, но и на полноценное выхаживание и наблюдение ветеринарного врача. По существующим ветеринарным стандартам – как минимум десять дней. Любой хозяин домашнего питомца прекрасно знает, как любят кошки разлизывать рану, из-за чего расходятся швы, сорвать попонку и поелозить выбритым местом где угодно, рискуя ее инфицировать.

Еще одно условие проведения стерилизации – животное должно быть здоровым. А какое оно у лохматых принцесс, питающихся содержимым мусорных контейнеров, ночующих под автомобилями, живущими в подвалах и гаражах? Блохастые, отощавшие, заглистованные, с гноящимися глазами. Прежде чем положить кошку на операционный стол и взять в руки скальпель, ее надо вылечить, обработать от блох, глистов и ушных клещей, хорошенько откормить и держать в тепле. Иначе она эту операцию не переживет. Причем глистогонить надо не раньше, чем за 14 дней до операции, а вакцинировать – не менее чем через месяц после. Где все это время будет находиться кошка? Или ее для каждого этапа будут отлавливать спецбригадой?

Впрочем, инициаторы массовой стерилизации утверждают, что есть специальные экспресс-методы, позволяющие в сжатые сроки и вакцинировать, и глистогонить, и оперировать. Но почему эти суперметодики не пропагандируют хозяевам домашних питомцев? Уж не потому ли, что это слишком рискованные эксперименты, а качество ускоренных услуг и их результаты просто некому контролировать?

Однозначно, что если ослабленные после вмешательства мурки-беспризорницы будут отлеживаться под скамейкой или автомобилями и питаться с помойки, то они с высокой долей вероятности быстро станут жертвой оказавшейся поблизости собаки, или умрут от послеоперационных осложнений в страшных мучениях. После этого отстрел и метод Герасима уже не покажутся столь жестокими. Что, кстати, подтверждает опыт Москвы, Санкт-Петербурга других городов России, где программу отлова с выпуском в среду обитания уже опробовали. Гибель стерилизованных безнадзорных животных там стала настолько распространенным явлением, что некоторые эксперты-зоозащитники назвали подобные проекты преступлением.

Фото: kommunel.ru

Инициаторы программы приводят в пример опыт такого государства, как Марокко. Там, мол, якобы был успех. Но в Марокко средняя зимняя температура воздуха 21 градус тепла, и, по крайней мере, гарантировано хотя бы одно условие выживания после стерилизации - тепло. Выжить в нашем климате для белорусской котяры - уже испытание. А у нас, видимо, собираются вакцинировать бездомных исключительно летом, в сезон массовых отпусков?

Прежде чем внедрять программу массовой стерилизации с возвращением в среду обитания, стоит удостовериться, не окажется ли она для нас заведомо провальной, создав много новых проблем. Ведь даже насчет того, что численность беспризорных животных благодаря ее использованию действительно уменьшается, убедительных научных данных нет. И связано это со сложностью отлова «беспризорников». Видимо, не случайно в Англии, Швейцарии, Израиле, Германии, Японии и других странах используют массовую стерилизацию без возврата на улицу - животных отлавливают, содержат, устраивают в приют, и, если для нее не находится хозяин, – безболезненно усыпляют.

Если программу все-таки внедрят, то нужно обязательно предусмотреть содержание бездомных в приютах и ответственное кураторство. Ведь приют на улице Гурского в Минске не справляется даже с потоком животных-отказников. Возможно, такая поддержка возможна со стороны общественных организаций. В противном случае мы просто рискуем одну жестокость заменить на другую.


kozlovskaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter