Что дает регулирование цен на социально значимые товары?

МАРТ уполномочен продлить

Регулирование цен на социально значимые товары в Беларуси постановлением МАРТ продлено до 31 декабря. В их перечень включены 18 позиций: сливочное и подсолнечное масло, пшеничная мука, соль, некоторые виды круп, хлеба, мяса, свежей и свежемороженой рыбы, сыра, молока, яйца, детское питание, овощи и фрукты, черный чай. Установлен предельный норматив рентабельности, включаемый в отпускные цены производителей, и максимальные торговые надбавки от 15 до 30 процентов в зависимости от вида товара. Почему нужно госрегулирование в этой сфере и что оно дает обществу?

Фото  pixabay.com

Итак, ничего чрезвычайного нет. Скачка цен не наб­людается. Государство продолжает объявленную более четверти века назад стратегию удовлетворения минимального уровня потребностей всех слоев населения товарами и услугами. Причем в зависимости от ситуации на потребительском рынке перечень социально значимых товаров меняется. Например, минувшим летом из него исключили кофе, консервы мясные и из рыбы, сухое молоко и некоторые другие товары.

Естественно, возникает вопрос: не ведется ли такая политика для потребителей в ущерб производителям и торговле? Здесь полезно взглянуть на исключения в перечне. Возьмем сливочное масло. Цена регулируется только на монопродукт. Если же масло десертное, шоколадное, фруктовое, с другими наполнителями — продавай по любой цене. Другое дело, что сильно ее не поднимешь, потому как не купят. Цены на вареные колбасы давно регулируются. На остальные — много лет свободные. Но, опять же, рынок перенасыщен, попробуй накрутить ценник — купят продукт у конкурента или пойдут в другой магазин. Есть вообще интересные позиции. Например, картофель, свекла, морковь под контролем. А на эти же товары, если они откалиброваны, мытые, а также расфасованы в перфорированные пакеты или сетчатую тару, цены не регулируются. Казалось бы, у магазина есть соблазн поднять стоимость. Пожалуйста, если слегка. Перестараешься — возьмут лежащие рядом нефасованные.

Не могут пожаловаться продавцы и на ограничение цен на чай. Под регулирование попадает только черный. Зеленый, а также любой с добавками, в сувенирных упаковках, фиточай продавай на свое усмотрение. Но и здесь, как мы знаем, на рынке тесно, товар предлагают сотни производителей, постоянно сообщая о скидках.

Однако жизнь показывает: просто установить регулирование цен на социально значимые товары недостаточно. Некоторые магазины считают, что это их не касается. Значит, нужен постоянный контроль и наказание тех, кто игнорирует нормативные акты. К примеру, минувшим летом МАРТ установил 19 фактов завышения цен. В Толочинском районе превышены предельные максимальные торговые надбавки на крупу гречневую, хлопья овсяные, мясо цыплят, Оршанском — на соль поваренную, мясо цыплят, Круглянском — крупы манную и пшенную, макаронные изделия, рис, масло подсолнечное, хлопья овсяные, Могилеве — огурцы свежие, рис, тушку цыпленка-бройлера, крупу гречневую и ряд иных товаров. Кстати, за такие нарушения предусмотрен штраф до 20 базовых величин, а на ИП или юрлицо — в двукратном размере разницы между фактической и законной выручкой. Так что лучше не рисковать.

Однако некоторые все равно пробуют. В сентябре КГК и МАРТ провели мониторинг ценовой дисциплины. Нарушение нашли во многих магазинах. И здесь больше всего поражает жадность торговцев по отношению к детям. Например, в горпоселке Вороново продавали детские нектары и соки с торговой надбавкой 40 процентов вместо допустимой 15. Подобные нарушения — в Бобруйске и Слониме.

Большинство цен у нас свободные. В том числе и на многие продукты питания. Но, регулируя стоимость некоторых из них, государство дает понять: оно помнит о том, что доходы у всех разные. И те, у кого они невысокие, не должны ощущать себя ущемленными.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter