На чем выступают участники чемпионата мира по летнему биатлону в «Раубичах»

Лыжи ставят на колеса

В «Раубичах» стартовал чемпионат мира по летнему биатлону. Первый же день соревнований порадовал зрелищностью, скоростями и хорошими новостями. Так, например, среди юниоров первое золото для белорусской сборной завоевал Никита Лобастов. Интересен чемпионат мира оказался, впрочем, не только спортивными результатами. Едва ли не впервые наши зрители получили возможность наблюдать за состязаниями лучших биатлонистов мира на лыжероллерах.



Об особенностях этого инвентаря спортсменов нам рассказал сервисмен белорусской команды Денис Латышев:

— За последние годы технологии, которые используются при производстве роллеров, шагнули вперед. Это касается и колес, и подшипников, и даже самих платформ, на которых стоят ноги спортсменов. Некоторые платформы делают из карбона. Другие — металлические, но там также может применяться алюминий, который позволяет добиться значительного снижения веса. Меняются и крепления. Но основные перемены — в колесах. По типу резины, состав которой может быть более мягким или жестким, колеса делятся на быстрые, средние и тяжелые. Чем мягче резина, тем тяжелее едут роллеры. То же самое касается подшипников: есть более быстрые, есть стандартные, которые вращаются медленнее. В итоге каждый спортсмен может выбрать комплектацию для проведения тренировки на максимальных скоростях или же с большей нагрузкой. 

Зимой разнообразие лыж, на которых выступают спортсмены, определяется исключительно заключенными с производителями контрактами и желанием самих биатлонистов. Летом в полной мере использовать преимущества тех или иных технических решений пока не удастся. В белорусской сборной, например, роллеры всем выдают одинаковые, чтобы более объективно оценить готовность атлетов. Пока не допускает «вольнодумства» и IBU. Перед стартом на чемпионате мира каждый спортсмен должен получить у официальных представителей Международного союза биатлонистов свою пару стандартных роллеров. Вносить изменения не допускается — верная дисквалификация. Поэтому и влияние технической составляющей на результаты гонок минимальное.

Денис Латышев.

 — Зимой внешних факторов хватает. Мороз, солнце, снегопад… На одном участке трассы снег может быть мягким, а в тени — жестким. Кто‑то угадал со смазкой, кто‑то — нет. Летом же все в равных условиях. Роллеры одинаково катят и в тени, и на солнце, в жару и ветер. Разве что во время дождя сцепление становится хуже — здесь все зависит от асфальта, который уложен на трассе. Есть совершенно гладкие, как стол, покрытия, есть более шершавые.

Здесь, кстати, также открывается простор для вариаций и поиска преимущества. По словам специалистов, разница в результате между спортсменами, съезжающими с одного спуска на медленных и быстрых роллерах, может достигать 30 секунд. Но пустить технологии на трассу топ‑турниров IBU пока не решается. В том числе и по соображениям безопасности. 

 — Сейчас много говорится о необходимости повышать популярность летних стартов. Но сомневаюсь, что это приведет к скачку в развитии применяемых технологий. Во‑первых, это породило бы множество споров и возмущений: заведомо сильный спортсмен мог бы оказаться в хвосте пелетона из‑за характеристик роллеров. Во‑вторых, скоростные роллеры на спуске могут разгоняться до 70 километров в час. Управлять ими на таких скоростях становится достаточно сложно и опасно. Тем более — во время гонок, когда всегда может найтись желающий рискнуть ради возможности выиграть время. Учитывая, что в программе нынешнего чемпионата мира есть суперспринт, подразумевающий массовый старт, что в гонке преследования также возможна контактная борьба, такие ситуации могут привести к очень серьезным падениям. Кстати, даже сегодня многие лидеры пропускают летние чемпионаты мира именно из‑за опасения, что одно падение может оставить без соревнований на полгода. 

Защита, которую нередко используют любители роликовых коньков, в летнем биатлоне не предусмотрена. Как объясняет Латышев, наколенники и налокотники, которые могли бы снизить последствия возможных падений, мешают при стрельбе. А вот шлем обязателен: без него никого из участников просто не выпустят на старт. Благо падения у профессионалов случаются очень редко. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

♦ По версии, которую считают официальной, изобретателями лыжероллеров являются итальянцы. В 1930‑е годы на севере этой страны их использовали для тренировки спортсменов в летний период, а в городах Азиаго и Сандриго даже состоялись первые соревнования. В то время лыжероллеры имели один ролик спереди и два сзади, а длина металлической платформы между ними достигала метра. 

♦ Материалами для изготовления современных роллерных колес обычно становятся каучук или полиуретан. Полиуретан тверже, а значит, более скоростной и долговечный. Правда, подходит для использования только на трассах с ровным покрытием. 

♦ Как и лыжи, роллеры делятся на те, что используют для конькового и для классического хода. Колеса для классики широкие и маленькие в диаметре, для конькового хода — узкие и большие.

♦ На роллерах не предусмотрена система торможения. Если лыжи на снегу даже на самой большой скорости можно остановить через 5 — 7 метров, то спортсмену на роллерах для этого потребуется гораздо большее расстояние. Даже на невысокой скорости тормозной путь достигает 10 — 15 метров. Во время тренировки для более быстрой остановки спортсмены нередко съезжают на обочину.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter