Юридическая помощь должна стать доступнее и качественнее

Линия защиты


В первом чтении парламентарии приняли законопроект «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности». Чего нового ждать? Станет ли больше бесплатных юридических услуг? Как будет повышаться качество оказываемой помощи? Об этом в беседе с Алексеем Егоровым, заместителем председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания.

— Законопроектом преду­смотрено повышение доступности и уровня оказания адвокатских услуг. Какие новшества планируются? 

— Не стоит забывать, что и сейчас статья 28 действующего Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» содержит большой перечень видов юридической помощи, оказываемых на безвозмездной основе. Но если разобраться, эта бесплатная помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов. Кроме того, юридические услуги компенсируются и за счет республиканского и местного бюджетов. В действующей редакции закона также содержится норма, определяющая возможность самим коллегиям адвокатов принимать решения о бесплатном оказании юридической помощи. Получить ее могут ветераны, инвалиды I и II группы, несовершеннолетние и другие. 

Теперь этот список предлагается дополнить. Планируется расширить перечень субъектов за счет истцов, подающих заявления о лишении родительских прав, граждан при составлении заявлений о признании лица недееспособным, беременных женщин при консультации по вопросам, связанным с рождением ребенка и т.д.

Социальная направленность законопроекта очевидна. Но необходимо дифференцированно подойти к оказанию этих услуг крупными и мелкими консультациями, скажем, в районных центрах, где иногда работает один адвокат и составление исков и заявлений — его основной вид заработка.

Что касается качества оказываемой помощи, то она напрямую связана с характером так называемого входного контроля при приеме в адвокатское сообщество. Претенденты сегодня сдают сложный многоступенчатый экзамен, проходят стажировку и т.д. И в этом вопросе, на мой взгляд, исключений для различных категорий юристов быть не должно. Я за универсальный подход в проверке профессиональных компетенций кандидатов.

— Адвокаты являются для общества ориентиром нравственных норм поведения. Часть корректировок направлена на исключение нарушений законодательства самими адвокатами. О чем идет речь? 

— Некоторые забывают о неукоснительном выполнении Правил профессиональной этики. Данный документ представляет собой корпоративный свод установок, за нарушение которых адвокат может нести дисциплинарную ответственность, вплоть до исключения его из профессионального сообщества. По новому законопроекту упраздняются дисциплинарные комиссии, функции которых переходят к советам территориальных коллегий адвокатов. Данные решения могут обжаловаться в совете Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а решения последней — в суде.

— Сегодня адвокатское сообщество является самоорганизованной структурой, и, надо отдать должное, в отличие от других сфер здесь налажено четкое внутреннее регулирование деятельности. Действует коллегия адвокатов. Учитывая развитие частного бизнеса, создано адвокатское бюро. Что сегодня планируется для совершенствования структуры? 

— Предусмотрена только одна организационная форма — юридическая консультация. Но остается специализация, как адвокатов, так и юридических консультаций. Кроме того, сохраняется деятельность юристов, которые получили лицензии на обслуживание субъектов хозяйствования и не участвуют в судебных процессах. Поэтому акцент организационной деятельности перемещается на предметное разграничение ведения дел и производств. Скажем, в регионе известен юрист, специализирующийся на вопросах жилищного права или на проблемах уголовного характера в области дорожного движения. 

Кроме того, адвокат может выступать арбитром в третейском суде, деятельность которого предусмотрена в Беларуси. Широко применяется форма медиации, посредничества при спорных, конфликтных ситуациях. На мой взгляд, сегодня особого внимания заслуживает вопрос не только о внесудебной, но и о судебной медиации, в том числе в рамках уголовного процесса.

Мы видим, что адвокатскому сообществу предлагаются и другие организационные формы работы за рамками их корпоративной деятельности. Я уже не говорю о необходимости передавать свой опыт студентам-юристам, которые очень нуждаются в хорошей практике.

— При законодательном совершенствовании предлагается упразднить обязательный трехлетний стаж для обращения за стажировкой и получением лицензии. Это поможет обеспечить приток выпускников юридических вузов в адвокатуру? Не снизится ли планка профессии? 

— Этого не произойдет, если будет обеспечена качественная в профессиональном и морально-нравственном отношении стажировка, а затем будет проведен объективный экзамен, что, по сути, сегодня мы и наблюдаем. Задача законопроекта — не навести порядок и сделать «зачистки» адвокатов, как думают некоторые оппоненты, а повысить качество юридической помощи, предоставляемой гражданам и субъектам хозяйствования.

— Специальная квалификационная комиссия проверяет тех, кто собирается стать адвокатом, определяет, соответствует ли претендент требованиям, принимает экзамен. Также проводит аттестацию юристов, рассматривает вопросы, в том числе о прекращении действия лицензии. За что адвокат может ее лишиться?

— Сохраняется действующая редакция статьи 24 «Исключение адвоката из территориальной коллегии адвокатов», а сама лицензия может быть аннулирована или прекращена. Существует достаточно широкий перечень оснований для прекращения работы. Но не стоит забывать, что адвокатское сообщество — это во многом самоуправляемая структура, и поэтому корпоративные нормы, в частности Правила профессиональной этики, могут содержать основания для исключения из коллегии адвокатов. На мой взгляд, сегодня прослеживается тенденция отмены лицензирования адвокатской деятельности. Ведь специалисты во многом выполняют публичные функции и приближаются по своим обязанностям к государственным служащим. Нельзя говорить, что адвокат и прокурор находятся по разные стороны баррикад. Они должны быть на одной стороне под названием «истина». 

— Как вы оцениваете уровень правовой культуры и правовой грамотности наших граждан?

— За последние годы он повысился. Это касается прежде всего правовой информированности населения. Но знать законы и уметь их грамотно применять  не каждому по силу. Обеспечение качественной юридической помощи должны осуществлять только профессионалы. В итоге на это и должен быть нацелен законопроект, не умаляющий, а повышающий роль адвокатуры в современном белорусском обществе.

МНЕНИЯ

Олег Слижевский, министр юстиции:

— Проводимый министерством анализ обращений граждан показывает, что заявители зачастую обращаются с жалобами на некачественное оказание юридической помощи и высокую ее стоимость, а также неиспользование адвокатами всех предусмотренных законом средств и способов защиты, нарушение ими норм процессуального законодательства, Правил профессиональной этики адвоката и иных актов законодательства. Видится оправданным, чтобы стоимость юридической помощи адвоката зависела от сложности дела, объема выполняемых действий, а также от качества этой помощи. И контроль за этим соотношением возлагается на совет Белорусской республиканской коллегии адвокатов.

Евгений Малиновский, адвокат:

— Что касается организационного построения адвокатуры, то адвокатские бюро заняли достойное место в представлении интересов клиентов по разрешению конфликтов, требующих знаний специалистов в различных областях права, что признано многими клиентами. Нужно ли расформирование сложившихся команд бюро с подтвержденным длительным опытом работы? К тому же признание альтернативности разных форм адвокатской деятельности со стороны Республики Беларусь было осуществлено в принятом с участием нашего государства два года назад Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ (постановление № 49–7 от 19 апреля 2019 года) Модельном законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Среди установленных там пяти форм адвокатских образований в порядке возрастания значится как форма индивидуального образования (индивидуальный адвокат, адвокатский кабинет/офис), так и форма коллективного адвокатского образования (адвокатское бюро).

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter