Электродепо «Слуцкое» и пересадочный узел на четвертую линию: как продвигается строительство новых станций метро

Летящей проходкой

Вторая очередь строительства третьей линии метро — станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец» — в самом разгаре. Эти три станции Зеленолужской ветки планируют открыть через два года. На данный момент наибольшая степень готовности у станции «Аэродромная». Здесь уже приступили к отделочным работам. Корреспондент «Р» одной из первых побывала на объекте и узнала подробности.

По стройке смирно

Возведение станций «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец» планируют завершить в 2023 году. Наибольшая степень готовности на данный момент у станции «Аэродромная». Здесь уже появилась платформа и ведущие к ней лестничные марши. Ширина платформы стандартная — десять метров. Длина всего станционного комплекса вместе со служебными и вспомогательными помещениями составляет около 300 метров. «Аэродромная» — станция с двумя вестибюлями, один из которых расположился в центре комплекса «Минск Мир», второй — на перекрестке перспективных улиц. 

Нас встречает Павел Фатеев, начальник участка тоннельного отряда № 1 «Минскметростроя». На строительстве объектов метрополитена он работает десятый год. Строил «Вокзальную», «Малиновку», «Петровщину». Сейчас в его подчинении около 100 человек. Каждый занят своим делом: к примеру, электромонтажники прокладывают коммуникации, штукатуры приводят в порядок стены служебных помещений. 

— Из монолитных работ осталось только строительство входных групп. Первый и второй входы построены, сейчас завершаем строительство третьего и четвертого, — говорит Павел Фатеев. — Строительно-монтажные работы практически завершены. Внутри уже приступили к архитектурно-отделочным работам. Когда черновая отделка завершится, на станцию доставят отделочные материалы — гранитную плитку на пол и стены. Архитектурное решение в процессе еще может незначительно поменяться. Сейчас работаем в помещениях, в которых будет монтироваться сложное электротехническое оборудование понизительной подстанции. Оно обеспечит станцию электроэнергией — это и освещение, и тяга поездов, и вентиляция, и водоотливные установки… В ближайшее время ожидаем поставки оборудования.

Павел Фатеев: «Из монолитных работ осталось только строительство входных групп».

Попасть на станцию можно будет по лестнице и на лифте. Слева расположен специальный подъемник для людей с ограниченными возможностями. Проходим через вестибюль, где полным ходом идут отделочные работы, и попадаем на станцию. Спуск к платформе будет осуществляться по четырем эскалаторам: два работают на спуск и два — на подъем. Основания для их монтажа уже готовы. 

Первое, что бросается в глаза внутри, — конструкция станции «Аэродромная». Она сводчатая, как и у ее соседки «Ковальской Слободы». То есть отсутствуют колонны. Благодаря этому на платформе очень просторно. 

«Аэродромная» расположилась на территории бывшего аэропорта Минск-1 прямо под взлетным полем. Тема неба, полетов нашла отражение и в интерьере. По задумке архитекторов на платформе появится даже стилизованная взлетная полоса. Колористическая гамма этой станции — холодный голубоватый цвет с вкраплениями белого, синего и серого, а также элементами из нержавеющей стали.

— Построить — это половина дела. Все еще нужно настроить, испытать, — рассуждает Павел Фатеев, медленно шагая по платформе. — Например, все станции третьей линии метро оборудуются ДАС (двери автоматические станционные). Это защитные ограждения из стекла по краю платформы. Нужно не только установить и закрепить эти конструкции, но и завязать их с автоматикой движения поездов. На каждой станции будет по 40 раздвижных двойных дверей. Монтаж такого оборудования на первых четырех станциях третьей линии метро — наш первый опыт. Все работы сопровождали специалисты турецкой фирмы-производителя защитных экранов. Мы освоили установку ДАС. На «Аэродромной» будем монтировать их самостоятельно. К монтажу защитных ограждений приступим, когда будет завершена чистовая отделка станции, в частности уложена напольная гранитная плитка.

Длина всего станционного комплекса вместе со служебными и вспомогательными помещениями составляет около 300 метров.

Ключевая особенность «Аэродромной» в том, что на этапе ее строительства закладывается пересадочный узел на четвертую линию минского метро. Он расположится именно под этой станцией. И уже построен. Его законсервируют до начала строительства четвертой линии метро. Согласно генеральному плану развития Минска она планируется кольцевой. 

Новости со стройки

Станция «Неморшанский сад» (проектное название «Лошицкая») построена в конструкциях более чем наполовину. Начальник производственно-технического отдела «Минскметростроя» Сергей Гречкин — о ходе строительства на этом участке: 

— Половина монолитных работ на станции закончена. «Лошицкая» располагается на глубине около 12 метров. Некоторое время нас сдерживало наличие теплотрассы в области проведения работ. Она обеспечивает теплом ближайший микрорайон, поэтому до завершения отопительного сезона мы ее не трогали. Сейчас уже переключили существующую теплотрассу и демонтируем старую. После этого сможем закончить строительство конструкций станции. К концу года рассчитываем приступить к отделочным работам.

Еще один важный объект — электродепо «Слуцкое» для обслуживания третьей линии метро. Оно появится в районе улиц Кижеватова и Серова. Инженер производственно-технического отдела УП «Минскметрострой» Юрий Русецкий рассказывает подробнее:

— Это, можно сказать, полноценный завод для обслуживания подвижного состава третьей линии метро. Там будет и отстойно-ремонтный корпус, и административно-бытовой, и камера мойки составов… Для обеспечения всего этого комплекса электроэнергией возведется отдельная трансформаторная понизительная подстанция.

— На данном участке будем работать открытым способом. В этой точке сложная система тоннелей на разных уровнях. Здесь не только тоннели, которые связывают станции «Лошицкая» и «Корженевского», но и ветка съезда в электродепо, — акцентирует внимание Сергей Гречкин. — Если все пойдет по намеченному плану, то тоннели между станциями «Лошицкая» и «Корженевского» будут готовы к концу года.

«Аэродромная» расположилась на территории бывшего аэропорта Минск-1 прямо под взлетным полем.

Тем временем тоннелепроходческий механизированный щит «Алеся» помогает метростроителям прокладывать тоннели метро. С каждой новой проходкой совершенствуется режущее оборудование, что позволяет «Алесе» ускоряться. Удалось достигнуть максимальной скорости 310 метров в месяц, а начинали со 100 метров. Сейчас «Алеся» преодолела под землей уже более 300 метров между станциями «Аэродромная» и «Неморшанский сад» третьей линии метро. Длина тоннеля составляет 1800 метров. Завершить его проходку планируется к февралю следующего года.

Параллельно специалисты ОАО «Минскметропроект» готовят проектно-сметную документацию на подготовку территории для строительства участка третьей линии метро от площади Бангалор до улицы Мельникайте. Это четыре станции: «Проспект Победителей», «Площадь Машерова», «Веры Хоружей» и «Площадь Бангалор».

— Первое, что нужно сделать, — подготовить территорию. Есть определенные требования к устройству инженерных сетей и коммуникаций для строительства метро, — объясняет порядок действий Сергей Гречкин. — Второй этап — соорудить монтажно-щитовую камеру. Она разместится в районе парка Дружбы народов. Оттуда «Алеся» начнет проходку тоннелей до проспекта Победителей. Следующий участок строительства — в сторону Зеленого Луга. 

Усилиями опытных специалистов «Минскметростроя» минская подземка продолжает планомерно расти. Всего на третьей линии планируется 14 остановочных пунктов: из Курасовщины в Зеленый Луг через центр города. Это сделает дорожный трафик в столице комфортнее. 

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter