Белорусские предприятия заинтересованы в развитии международных водных грузоперевозок

Лечь на курс

Наши предприятия заинтересованы в развитии международных водных грузоперевозок. Вопросы речного судоходства недавно обсуждались на I Форуме регионов Беларуси и Украины. Перспектива строительства порта в деревне Нижние Жары Брагинского района обретает все более зримые черты. В Киеве подписана «дорожная карта», стороны выработали стратегию работ по углублению рек. Сейчас продолжается подготовка необходимых документов, обсуждаются технические моменты и новые возможности для экспортно–импортных поставок. Специалисты уверены: загруженные суда в транспортной логистике могут составить серьезную конкуренцию железнодорожным и автомобильным перевозкам.



Основная организация, осуществляющая грузоперевозки водным транспортом в нашей стране, — Белорусское речное пароходство. До августа, пока длилась навигация, по рекам было доставлено 983 тысячи тонн грузов. Это почти на 63 процента больше прошлогоднего показателя. Но эта цифра и близко не подбирается к показателям советского времени, когда по рекам перевозились миллионы тонн. В последние годы работать с размахом не позволяет низкий уровень воды в реках. В 2015–м навигацию пришлось закрыть уже 22 июня, в 2017–м «мертвый» сезон длился с 7 августа по 7 октября, в этом году работы прекратились 11 августа.

Основная сфера деятельности пароходства — перевозка продукции микашевичского предприятия «Гранит». Баржи со щебнем уходят в Мозырь, Кобрин и Пинск. Начальник пароходства Геннадий Центер говорит о плюсах такого способа:

— За один раз наши суда способны перевезти 3.000 тонн грузов — буксир одновременно тянет три баржи. А тарифы для заказчика абсолютно такие же, как на железной дороге.

Ощутимое преимущество у воды — при доставке тяжеловесных крупногабаритных грузов. Суда Белорусского речного пароходства перевозили 84–метровые металлические пролетные конструкции для строительства мостов, 382–тонную турбину для БелАЭС. Уже несколько раз водным транспортом воспользовался Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В этом году сюда доставили вакуумную колонну и сепаратор кислого факела — конструкции общим весом 380 тонн, необходимые для строительства нового комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Два буксира–теплохода и две несамоходные баржи–площадки приняли груз в украинском порту Херсон и преодолели 1.100 километров по рекам Днепр и Припять.

Развитию судоходства между Беларусью и Украиной в последнее время уделяется огромное внимание. Соседи не скрывают: Днепр сегодня использует максимум 5 процентов своего транспортного потенциала. В планах сейчас восстановление судоходного пути Е–40, который соединит Польшу, Беларусь и Украину по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Год назад между Гомельской и Херсонской областями и компанией «Нубилон» был заключен трехсторонний договор о строительстве порта в устье Днепра Херсонской области и в Нижних Жарах Гомельской, а также об углублении участков Днепра и Припяти. На Гомельщине смогут загружать суда смешанного класса, которые будут доставлять грузы до Черного моря, а дальше в страны Европы, Азии и Африки. Председатель Херсонской областной госадминистрации Андрей Гордеев подчеркивает, что создавать инфраструктуру только в Украине — мало:

— Мы должны провоцировать спрос на увеличение количества грузоперевозок между нашими странами. По нашим подсчетам, порядка 4 миллионов тонн — это то, чем уже сегодня можно загрузить совместный водный путь. Белорусские и украинские компании могли бы получать от этого пути выгоду за счет экономии на логистике.

При идеальных условиях водный транспорт в 2 — 3 раза выгоднее. К тому же одна баржа может заменить 63 вагона и 100 автомобилей. Некоторые предприятия уже готовы рассматривать реки в качестве путей для перевозок. За 9 месяцев 2018 года Белорусский металлургический завод экспортировал в 62 страны почти 1,5 миллиона тонн металлопродукции — более 85 процентов от общего производства. Понятно, что при таких объемах и широкой географии предприятие использует различные виды транспорта, в том числе и морской — в частности, для доставки продукции в Турцию, Израиль, страны Америки и Африки. Пока в таких случаях белорусский металл доставляется в порты Одессы или Клайпеды по железной дороге, а оттуда по морю — потребителям, объясняет начальник управления транспортной логистики БМЗ Василий Астапенко:

— Безусловно, при развитии в Беларуси речного судоходства завод в своей логистике будет рассматривать и такой вид транспорта. Правда, при условии, если это экономически целесообразно и не будет противоречить требованиям наших потребителей.



На далекую перспективу вопрос водного транспорта не откладывают и в Гомельском государственном производственном лесохозяйственном объединении. Проработка вариантов доставки в сотрудничестве с речным пароходством ведется уже сейчас. За последние три года в регионе в полтора раза увеличился объем заготовки древесины. Появились вопросы с реализацией топливной щепы, основными потребителями которой являются страны Евросоюза, особенно Польша и Прибалтика. В последнее время предприятие усиленно начало работать с Румынией. Главный инженер Гомельского ГПЛХО Виталий Беляков знакомит с планами:

— В месяц мы грузим в ЕС порядка 50 тысяч кубометров щепы — это эквивалентно 2.000 вагонов. Если Румыния будет заинтересована, то только в эту страну мы сможем поставлять такой же объем. В следующем году закупаем еще 6 рубильных комплексов и готовы вдвое увеличить экспорт щепы.

Концентрироваться при доставке исключительно на железнодорожном транспорте в объединении не хотят. Грузовые судоперевозки здесь рассматривают как весьма перспективную альтернативу. Впрочем, сказать окончательное решение можно будет только после всех подсчетов и проработки логистических схем.

КСТАТИ

Пассажирские перевозки водным транспортом сейчас выглядят не так масштабно, как десятилетия назад. Регулярных рейсов нет, работают только прогулочные теплоходы — в Гомеле, Пинске, Бресте. Правда, поток желающих растет, суда активно арендуют для свадеб и корпоративов. В этом году Белорусское речное пароходство перевезло 89,5 тысячи пассажиров — на 3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.

valchenko@sb.by

Фото Белорусского речного пароходства.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter