Свято место: Белая лавра. Современный монастырь, известный со времен Средневековья, Свято-Елисеевская Лавришевская обитель

Лавришево. Исцеляющая тишина

История здесь поселилась навеки: Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь — старейшая мужская обитель в Беларуси. Отсюда началось зарождение православия на наших землях. 

Свято-Елисеевский храм построен в 2000 году. Ныне он основной в Лавришевской обители.

Тихие улицы деревни Гнесичи на Новогрудчине завораживают примыкающими к ним заливными лугами, многовековыми деревьями у самой дороги. Останавливаемся, чтобы прислониться к необъятному стволу одного из дубов. Сквозь борозды в толстой коре ощущается тепло. Наполняешься живительной силой величавого дерева — яснее смотришь на мир, говорят местные жители.

Несколько десятков шагов — и перед нами длинный деревянный мост через Неман. Синие бурлящие воды реки в самом начале дороги приглашают смыть суетность мирской жизни, оставив заботы, боли и горести здесь, на берегу, в тени плакучих ив. Заливистое пение птиц доносится, кажется, с каждого дерева. Впереди фигура дедушки в длинном черном одеянии. У входных ворот пасхальным возгласом «Христос воскресе!» встречает отец Евтихий.

— Знаете ли вы, что мужской монастырь начинался не здесь? — спрашивает монах и приглашает пройти по аллее православных святынь. Он рассказывает, что древняя обитель располагалась в нескольких километрах от нынешней. Деревня Лавришево, где восемь столетий назад был заложен оплот белорусского православия в западном регионе, и сегодня именуется по прозвищу основателя монастыря — святого преподобного Елисея (Лавриша).

Икона с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского, привезенная в Лавришевскую обитель игуменом Евсевием из Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря Ленинградской области, исцеляет прихожан от беснования и зависимостей.

Отцу Евтихию тридцать лет. По маминой линии — белорус, по отцовской — киргиз.

— Приехал сюда и почувствовал себя как рыба в воде, — говорит он. — Так здесь и остался.

С первых минут пребывания захватывает дух от того, что можно прикоснуться к частичкам земли и камням из древнейших монастырей мирового значения, мощам святых. И ехать за тридевять земель не нужно. 
Идея построить по периметру Лавришевской обители 33 часовни по числу лет Иисуса Христа принадлежит нынешнему наместнику Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря игумену Евсевию (Константину Тюхлову). Доставляли частицы земли в обитель на Новогрудчине паломники. Привозил в маленьких коробочках и пакетиках землю из Иерусалима, Назарета и сам игумен Евсевий.
Со второго яруса Афонской часовни открываются великолепные виды на утопающую в зелени равнину. Если обернуться — увидишь рядом возвышенность и песчаные дюны, внешне чем-то напоминающие пейзажи близ святой горы Афон.

Монах поднимается на песчаную дюну. С нее видны купола соседних часовен. Именно здесь во время пика сложной эпидситуации братия возносила молитвы за избавление от «губительного поветрия» — коронавирусной инфекции. Под звуки благовеста умиротворение наполняет всю округу...

Отец Савватий организует работу братии в монастырском яблоневом саду и на подворье.

Монах Евтихий собирается на утреннюю службу в Свято-Елисеевский храм. В нем совершаются ежедневные богослужения, проводятся беседы духовенства с паломниками. Церковь построена трудами прихожан в 2000 году. Но оказалась мала по площади для всех желающих ее посетить. Игумен Евсевий, братия, духовенство, паломники и благотворители приложили немалые усилия для того, чтобы увеличить храм втрое. За организацию деятельности обители отец Евсевий в 2017 году удостоен премии «За духовное возрождение».
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Согласно жизнеописанию святого Елисей был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Приняв христианство, оставил двор и отправился на поиски подходящего для обители места. В пути встретил монаха, совместно с которым основал лавру. В числе ее братии был и сын князя Миндовга Войшелк.
По преданию, в 1250 году Елисея Лавришевского убил бесноватый послушник. А когда он коснулся тела преподобного, выздоровел. Исцеления происходили и от нетленных мощей игумена, которым столетия назад можно было поклониться в монастырской церкви.

После богослужения мой проводник рассказывает, что среди множества святых образов самая почитаемая в храме икона — преподобного Елисея Лавришевского. Написана она в XXI веке, но уже прославилась чудотворениями. 

— Люди приходят приложиться к ней, чтобы исцелиться от разных зависимостей и беснования, — говорит монах Евтихий. — Не раз бывало, что образ святого Елисея помогал детям-сиротам обрести семью. Как-то в храм приехали дети, которые были изъяты из семей, потому что родители в силу разных причин не смогли создать им необходимые условия для жизни. Один мальчик стоял на коленях у образа святого Елисея и со слезами просил поставить родителей на путь истины, чтобы быстрее вернуться домой. И чудо свершилось: как только их автобус отъехал от монастыря, мальчишке позвонили и сказали, что через день мама и папа могут забрать его. Свято-Елисеевский монастырь и сегодня поддерживает семьи, усыновляющие детей, проводит духовные занятия и беседы.

Отец Евтихий, впервые приехав в Лавришевскую обитель шесть лет назад, решил посвятить свою жизнь Богу.

По дороге спрашиваю у монаха Евтихия, что такое послушание. Ведь, по сути, именно в нем заключается смысл праведного пути человека. Он соглашается и вспоминает библейский сюжет: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском». Сказал: «Это и есть сад твой». Но Адам отступил от Бога и был изгнан из рая. А всего лишь нужно было устоять от соблазна съесть плод с дерева».
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Не иначе как чудо расценивается зафиксированный в источниках факт: во времена набегов татары приблизились к монастырю, но в последний момент остановились перед белыми вратами, потому что увидели перед собой отборную конницу, готовую ринуться в бой. На самом деле обитель не имела защиты. Там в то время проживали только монахи. Однако враги в ужасе отступили. Этот поход татар стал последним на белорусские земли.
Возможно, данное событие и стало поводом для канонизации преподобного Елисея на Виленском соборе в 1514 году. Мощи святого в те времена покоились открыто. Во время очередной войны их захоронили. После того как монастырь был сожжен в годы Первой мировой, никто не мог их найти.

Одно из послушаний монаха Павлина — ручное изготовление алтарных свечей.

— В послевоенное время жители этих мест начали пытаться восстановить храмы и обитель, — рассказывает монах Евтихий. — По преданиям и воспоминаниям старожилов, стали искать сокровища, сокрытые в землю во времена лихолетий. Разрушенный ­фундамент сгоревшей во время войны церкви нашли по кусту сирени, посаженной одним местным жителем.
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Мощи святого Елисея пытались обнаружить не один раз. Археологические раскопки проводили трижды, но неудачно. В 2010 году профессор Сергей Рассадин снова начал поиски. Следы раннего летописного монастыря XIII века удалось обнаружить на территории одного из частных подворий. Археологи нашли первоначальное место обители. Получается, что здесь, в Лавришево, и началось зарождение православия на наших землях. 

Сенсационной стала находка матрицы печати XIII века. Сначала ее приняли за каменный брусок, но, изучив характер надписи, исследователи пришли к выводу, что в ней сочетаются древнерусский и греческий языки и расшифровывается она так: «Святая пустынь». Раскопки было решено продолжить. 

И обитель распахнула дверь сокровищницы. 
Игумен Евсевий рассказывает: 

— Нашли ранее неизвестную крипту с двумя саркофагами. Культовое помещение было засыпано землей. Вывезли ее несколько тонн, прежде чем дошли до раки — специальной урны с останками. Обнаружили крест с драгоценными камнями и два медальона. 

Настоятель Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря игумен Евсевий вернул обители былое величие.

Антропологи позже установили, что останки принадлежат двум лицам мужского пола. Их прах выставлен в алтаре Лавришевской церкви. Поклониться им сегодня могут только монахи и верующие мужчины. 

— Обычно, когда происходит обретение мощей святого, совершается множество чудес, — говорит отец Евсевий. — Тогда других подтверждений, что это действительно мощи святого, и не нужно будет. 

Сегодня прах, как предполагается, преподобного Елисея находится в одном из храмов монастыря. Эта церковь единственная в нашей стране по типу строения. Ее еще называют храмом-купелью. В центре расположена довольно большая емкость для окунания верующих. Прежде чем погрузиться в освященную воду, нужно получить благословение наместника монастыря. 

Евтихий направляется во внутренний дворик обители, где каждый монах — сегодня здесь их пятеро — несет послушание: рубят и складывают дрова, кто-то едет обрезать ветви в яблоневом саду и трудиться в огороде. Здесь заняты и трудники, приезжающие помочь монастырю. А я тем временем иду в другую часть подворья — в музей, где хранится факсимильное издание Лавришевского Евангелия, старинные книги и иконы. 

Лавришевское Евангелие — один из самых древних рукописных духовных памятников Беларуси. Создано в XIV веке. Факсимильное издание хранится в музее Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря.

Хранитель музея Анна Киселева родилась и выросла в Минске. Во время учебы в Институте менеджмента, спорта и туризма ­БГУФК защищала магистерскую диссертацию по теме исторического прошлого Лавришевской обители. Во время работы много раз приезжала в Гнесичи и Лавришево. А через некоторое время они с мужем приобрели недалеко от обители дом, завели большое хозяйство. В Лавришево у них родилось трое детей.

Анна рассказывает, что Лавришевское Евангелие — рукописная книга, иллюстрированная 18 миниатюрами на библейскую тематику, — по своей значимости сравнимо с Крестом Евфросинии Полоцкой и фресками XII века в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке:
— Относится Лавришевское Евангелие к одной из самых древних книг на белорусских землях. Оно стоит в одном ряду с Полоцким и Туровским Евангелиями, а это значит, что Лавришевский монастырь в Понемонье играл такую же роль, какую имели на своих землях первые белорусские епархии — Полоцк и Туров. 
По преданию, заказал исполнить книгу сын великого князя Миндовга Войшелк. Согласно одной из версий, он был одним из основателей Лавришевской обители. 

Вечером братия идет на богослужение. Монах Евтихий рассказывает, что есть среди множества старинных икон в храме та, к которой он особенно любит подходить:

— Это образ Божией Матери «Утоли моя печали». Видите, как Богородица приложила руку к своему уху? Она прислушивается к тому, что ей говорит младенец Иисус. В руках Христа свиток. На нем запечатлены слова из книги пророка Захарии из Ветхого Завета. В этом отрывке говорится о милости к сирым и убогим, о праведном суде, особенно вдов и нищих. Святой образ дает нам возможность просить Пресвятую Богородицу о защите от нищеты, о справедливом решении. Чаще всего прихожане обращаются к ней, если внезапно случилась беда, одолел недуг. Просят и о помощи в прощении грехов, так как Пресвятая Дева всегда молится перед Иисусом Христом за раскаявшихся грешников.

Прикоснуться к частичкам земли, камням и мощам святых из древнейших монастырей мирового значения можно в 33 часовнях, возведенных по периметру обители.

Ежедневно около девяти вечера в обители совершается крестный ход с образом святого преподобного Елисея Лавришевского. После монахи несут послушания: кто-то печет просфоры — богослужебный литургический хлеб, кто-то вручную делает алтарные свечи. На склоне дня близ монастыря особенно ощущается целительная сила тишины. Ее нельзя услышать, можно лишь почувствовать. Сама по себе здешняя тишина действует исцеляюще.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter