Байк, христианский рок и любовь — чем живет семья священника из Наровли

Корабль, который не тонет

Наши герои сегодня особенные. Глава семьи МАХНАЧ Александр — настоятель Храма в честь святого апостола Иоанна Богослова, а Ирина заботится о детях в воскресной школе. Воспитывают трех чудесных дочерей. С молодежью пытаются говорить на одном языке, устраивают христианские лагеря и всегда стараются быть активными. К слову, по результатам 2020 года заняли второе место в конкурсе «Лучшая молодая семья Гомельщины».

Все преодолимо

Отец Александр радушно приглашает журналистов в дом, но с улыбкой предупреждает:

— У нас бывает шумно: кот, попугай, трое детей. В том году Дед Мороз принес девочкам микрофоны — сами представляете, какие были концерты. На это Рождество от ангела получили уже наушники, в которых каждая слушает свои сказки, стало немного полегче.

Родом 34-летний Александр Махнач из Гомеля. Окончил музыкальную школу, был даже ударником в рок-группе, но жизненный выбор сделал в пользу религии:

— В 1990-е, после развала СССР, родители потихоньку начали посматривать в сторону церкви. У меня возникло желание посещать воскресную школу, и я понял, что это мое. В 15 лет я оставил дом и уехал в Украину, в монастырь.

Навстречу друг к другу супруги прошли непростой путь. Александр готовился к постригу, когда врачи нашли тяжелые недуги: двустороннее воспаление легких, туберкулез, онкология. А Ирина выросла в печально известном российском Буденновске, который в 1995 году пережил атаку террористов, возглавляемых Шамилем Басаевым.

Познакомились они в 2008 году в Троице-Сергиевой лавре, и Ирина, юрист по образованию, почти не раздумывая вслед за мужем отправилась в Беларусь. Определили священника в Мозырь, затем 8,5 года семья провела в Наровлянском районе, и вот уже третий год иерей Александр Махнач служит настоятелем Храма в честь святого апостола Иоанна Богослова в райцентре. Не могу не спросить Ирину, радушно разливающую чай:

— Каково это — стать женой священника? Все-таки это довольно специфический жизненный путь.

Ирина улыбается:

— В вере я была с пеленок, нас так воспитывали. Потому иного образа жизни себе и не представляла.

«Мы обычные люди»

Пополнения в семье супругам пришлось дожидаться терпеливо. Но вот восемь лет назад на свет появилась Саломия, еще через два года — Лия, а малышке Маркелле сейчас четыре. Отец Александр шутит:

— Пока ждали детей, было много времени, чтобы придумать имена. Конечно, сверялись с календарем. На 40-й день после рождения Саломии была Пасха, а среди жен-мироносиц, первых свидетельниц чуда воскресения, была женщина с таким именем. «Шалом», «салам» — произношение разное, но слово значит одно: мир вам. И характер, надо сказать, соответствует имени — она у нас мирная. Лия — имя древееврейское, а Маркелла — значит воинствующая.

Малышка на свет, действительно, появилась с боем. Будучи беременной, Ирина подхватила тяжелый грипп, и за ее жизнь боролись с помощью сильных лекарств. После родов врачи сказали, что шансов у ребенка нет: проблемы с сердцем, внутреннее кровотечение и температура под 40. Но вместе семья справилась и с этим. Причем во время каждых родов отец Александр был рядом с супругой.

— Чем семья священника отличается от обычной семьи? — пытаюсь понять я.

— Мы такие же люди, которые меняют подгузники детям, проводят вместе время, могут поспорить по каким-то вопросам. Но у нас православие не на словах, это образ жизни. Детки приучены с утра благодарить Бога за то, что пережили ночь. Обязательно с отцовским благословением идут в школу. Перед и после каждого приема пищи молимся, вечером каждый молится своему святому.

Ирина добавляет:

— Если отличается, то психологически. Бывает, когда в какой-то семье тонет корабль, то люди машут рукой — ну и пускай тонет. Мы же пойдем дальше вместе. Есть кризис трех, пяти, десяти лет. Я уверена, что это не кризисы, а этапы развития, когда вы оба притираетесь друг к другу, становитесь ближе.

Дети в семье Махнач не сидят на месте: музыкальная школа, танцы, бассейн, летом обязательные велопрогулки. В прошлом году даже стали призерами конкурса Гомельской областной Госавтоинспекции «Юный велосипедист». И всегда — огромное внимание родителей. Есть и свои обязательные ритуалы: спать девочки укладываются под голос папы или мамы. Отец Александр смеется:

— Репертуар бывает самый разный: от «Спят усталые игрушки» до песен «Наутилус Помпилиус» в вольной интерпретации.

Активные Махначи в 2020 приняли участие и в конкурсе «Лучшая молодая семья Гомельщины». Ирина показывает фотоальбом — сделанное своими руками портфолио оригинального дизайна с открывающимися окошками и кармашками:

— Наш принцип: если делом заниматься, то заниматься им серьезно. Конкурс проводили онлайн в этот раз, еще мы снимали видео­ролики о малой родине и своей семье — предках, увлечениях, заслугах.

Священник нового формата

Александр Махнач — служитель храма неординарный. Сначала изумлял прихожан, раскатывая по Наровле на велосипеде, а два года назад вовсе пересел на байк:

— Наверное, о мотоцикле мечтал, потому что мне в детстве мама не купила ржавый мопед. Была у меня коробка, где копил на мечты. В списке еще телескоп и поездка на Афон, но с появлением детей встал вопрос о втором транспортном средстве. Так что машина в распоряжении женской части семьи, а я в подходящую погоду езжу на мотоцикле.

Здесь тоже пришлось пережить всплеск общественного недоумения. Даже сами байкеры изумленно спрашивали у священника: «А вам можно?»

— Что можно? Ездить и общаться с людьми? Можно. Да, у людей складывается странное впечатление, что байкеры неадекватные люди. Но на деле это такие же, как и все, не наркоманы, не пьяницы, в обычной жизни занимаются своим делом. Просто нас всех объединяет любовь к мотоциклу, дорогам и путешествиям. Конечно, кто-то, глядя на меня, думал, что дело нечисто, ждал, что что-то проявится нехорошее. Но не проявилось. Такой же батюшка, как и другие, просто на мотоцикле, — смеется священник.

Он старается идти в ногу со временем, считает, что должен быть понятен и доступен круглосуточно.

— Мой конек — общение с молодежью, стараюсь говорить с ней на одном языке. Мы не должны потерять это поколение. Еще мы с матушкой увлекаемся психологией, потому священнику без психологии никуда.

Сейчас Ирина возглавляет воскресную школу, где занимаются 45 детей. Уже четыре года от прихода организуют детские христианские палаточные лагеря.

— Создаются комфортные условия, в которых с ребенком можно поговорить о Боге, без барьеров. Получается лагерь с христианским роком и христианским рэпом, различные квесты, изучение основ православной культуры, Священного Писания. И обязательно физическая активность: бассейны, батуты, боксерские груши, бадминтон.

Мастер-классы, совместные поездки и акции — супруги стараются максимально занять и объединить наровлянскую молодежь. Ирина уверена, польза от этого немалая:

— Мы говорим не только о Боге, задавать можно абсолютно любые вопросы и всегда рассчитывать на поддержку. Вот тогда появляется доверие.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter