Межрегиональное сотрудничество укрепляет интеграцию

Контакты помогают заключать контракты

Взаимодействие на местном уровне является фундаментом всего комплекса торгово-экономических, научно-технических и социально-культурных отношений наших стран. Предстоящий VIII Форум регионов Беларуси и России станет очередным этапом сближения двух государств. Как идут объединительные процессы в разных сферах? Об этом и многом другом «НГ» рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Леонид Брич. 

Проекты высокого уровня


— Межрегиональный формат сотрудничества Беларуси и России прочно вошел в практику двусторонних отношений. О каких итогах можно говорить?

— Контакты между регионами наших стран, и особенно в последнее время, стали важным и по-настоящему результативным фактором интеграции в рамках Союзного государства. Прямые встречи местных руководителей власти и субъектов хозяйствования, депутатов разных уровней позволяют предметнее обсуждать интересующие проблемы, находить наиболее выгодные пути их решения, сокращать время от достижения тех или иных договоренностей до воплощения их в реальные дела. Кстати, в очередной раз я смог в этом убедиться в ходе недавней поездки Комиссии Парламентского собрания Беларуси и России по экономической политике в Новгород, где было проанализировано выполнение союзной программы по реконструкции крупного молочного комбината. Наши связи стали двигателем интеграции, обеспечивающим взаимовыгодное развитие двусторонних контактов в экономике, образовании, здравоохранении, науке и других сферах. Мы успешно сотрудничаем с 80 российскими регионами, в том числе с семью десятками — на основе долгосрочных соглашений.

— Что оказывает наибольшее влияние на белорусско-российское сотрудничество?

— Прежде всего я назвал бы ежегодные форумы регионов Беларуси и России. В нынешнем году будет проведен уже восьмой по счету. Об их значении говорит хотя бы тот факт, что в работе таких собраний принимают участие главы государств, иные руководители высокого уровня. Подписываются контракты на сотни миллионов долларов, принимаются решения, нередко имеющие большое значение для инвестирования крупных компаний, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге — судеб десятков и сотен тысяч людей. Присутствие государственных чиновников высокого ранга позволяет без проволочек выносить на обсуждение сложнейшие проблемы, поиск решения по которым в традиционных условиях мог бы занять месяцы, а то и годы. Верхние палаты наших парламентов, являющиеся организаторами этих авторитетных собраний, активно привлекают к участию в их работе местные органы представительной власти обоих государств. 

Необходимы равные права хозяйствования

— Соответствует ли нынешняя нормативно-правовая база требованиям для развития двусторонних отношений? 

— Правовой основой интеграции является подписанный 8 декабря 1999 года главами Беларуси и России Договор о создании Союзного государства. В числе приоритетных задач — формирование единого экономического и таможенного пространства, обеспечение устойчивого социально-экономического, мирного и демократического развития народов Беларуси и России, проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны, формирование единой правовой системы и так далее. С той поры белорусские и российские регионы активно работают в рамках десятков соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Около 400 договоров подписано между областями нашей республики, Минском и субъектами Российской Федерации, между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями. По общему мнению, действенным инструментом реализации двусторонних отношений зарекомендовали себя совместные советы делового взаимодействия, а также рабочие группы по сотрудничеству. 

В то же время полностью положительно оценить нормативно-правовую основу межрегиональных связей я, к сожалению, не могу. Здесь необходимо снять с повестки дня проблемы, которые тормозят взаимовыгодное сотрудничество. Причем их решение в ряде случаев зависит не от региональных, а от государственных органов власти. До сих пор, например, не обеспечены равные условия хозяйствования, хотя они задекларированы в соответствующих документах Высшего Государственного Совета Союзного государства, не устранены существующие препятствия во взаимной торговле, есть расхождения в правоприменительной практике. Многие эксперты считают, что названные и неназванные непростые вопросы нельзя решить без дальнейшей унификации национальных законодательных баз. 

— Когда говорят об эффективности взаимодействия, акцент делается в основном на суммах контрактов. Какие регионы Беларуси и России наиболее результативны в этом отношении?

— В последнее время приоритетное внимание уделяется и развитию промышленной кооперации, созданию совместных сборочных производств. В некоторых российских регионах наши предприятия организуют работу дилерских центров по продаже и сервисному обслуживанию поставляемой сюда техники. Нельзя не сказать и об обмене прогрессивным опытом и технологиями производства сельхозпродукции, востребованности наших строителей при возведении объектов социального и промышленного назначения, успешной практике белорусских дорожных компаний в проектировании и строительстве автомобильных дорог. Растут и непосредственно финансовые составляющие заключаемых договоров. Если на III Форуме регионов они укладывались в сумму 300 миллионов долларов, на V — свыше 500, то на VII — уже более 700 миллионов долларов.


Энергия реальных дел

— Что собой представляет инвестиционное сотрудничество? Какие наиболее значимые проекты реализуются уже сегодня?

— В первую очередь, конечно, нужно упомянуть строительство Белорусской АЭС. Сегодня в республике с российским участием осуществляется более 60 крупных инвестиционных проектов, в числе которых завод по производству технического углерода, завод по переработке масличных культур и целый ряд других. Все эти проекты характеризуют высокий технологический уровень, экологичность производства. Наверняка не будут обделены вниманием совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, IТ-технологии.


— Что, на ваш взгляд, нужно для развития взаимодействия между нашими странами? 

— Я убежден, что взаимовыгодное сотрудничество белорусских и российских регионов будет только нарастать, обеспечивая рост во всех отраслях, в том числе, как принято их называть в последнее время, самых чувствительных. Для этого уже сегодня имеется все необходимое. Требуется лишь, чтобы обе стороны четко выполняли достигнутые договоренности, руководствуясь при этом не только своими интересами, но и интересами партнера. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Благодаря активизации торгово-экономических связей по итогам 2020 года взаимный товарооборот наших стран составил 29,5 миллиарда долларов, в том числе экспорт в Россию — 13,1 миллиарда, а импорт из России — 16,4. На долю России приходится 47,9 % объема внешней торговли страны. Как заявил недавно министр иностранных дел Владимир Макей, за январь — апрель нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого товарооборот увеличился на 18 %.

КСТАТИ

Ускоренному решению возникающих на местах проблем способствуют и отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, открытые в Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Смоленске, Уфе и Хабаровске. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter