Вытеснит ли стеклотара привычный ПЭТ-сегмент

Кому на руку молоко в бутылке

Насколько перспективны мощности наших стеклотарных заводов для перехода на экоупаковку

Купить минералку или сок в стекле труда не составляет: товар можно найти в любой торговой точке. А вот за молоком, например, надо побегать — «эксклюзив» есть не всегда и не везде. Но ПЭТ-сегменту, видимо, придется подвинуться, чтобы уступить стеклянной таре место на полке. Необходимость его замещения, в том числе упаковкой из стекла и бумаги, предусмотрена Директивой № 7, а также планом поэтапного уменьшения использования полимерной упаковки, утвержденным постановлением Совмина № 7. За два года (срок выполнения — 2022-й) стеклозаводы, чтобы удовлетворить потребности перерабатывающих предприятий, должны нарастить производственные мощности. Грядут другие изменения, к примеру введение депозитной залоговой системы сбора тары. Задачи непростые. На одной чаше весов экология и сокращение пластиковых отходов, на другой — интерес потребителя. Сможем ли мы отказаться от пластиковой упаковки? Готовы ли к этому производители? И как перемены скажутся на кошельке покупателя?


В производственных цехах Гродненского стеклозавода работа не останавливается ни на минуту, технологический процесс идет круглосуточно. Варка, формовка, отжиг, контроль качества. В итоге песок, сода, стеклобой превращаются в бес­цветные, зеленые, оливковые бутылки. В прошлом году на заводе их сварили свыше 100 миллионов, производительность — почти 140 тонн в сутки. Но это не единственная площадка завода, где варят стекло. В филиале в Елизово выпускают около 250 миллионов бутылок и банок. Там варится в сутки без малого 300 тонн стекла. Дают объем две печи, в каждой из которых по две линии. И это не предел. Могут больше, если заказы возрастут. 

— Мощности производственных площадок, — подчеркивает замгендиректора Гродненского стеклозавода Александр Осташевский, — загружены практически на сто процентов. Продукция ликвидная, несколько лет работаем практически с колес. Знают ее не только у нас, но и у соседей, в том числе в Евросоюзе. Конечно, в первую очередь стараемся удовлетворить спрос оте­чественных предприятий. Приоритет для нас — высокий уровень качества продукции и максимальное вовлечение вторичных ресурсов в виде отходов из стекла. С точки зрения экологии стекло — наиболее оптимальный вариант многоразовой упаковки, это единственный вид тары, которую можно перерабатывать сколько угодно, не теряя при этом качества.

ПЛАНИРУЕТСЯ, что апробация поэтапного перехода на экоупаковку начнется с питьевой воды, газировки, пива. Прорабатывают экономическую целесообразность такого маневра и молокоперерабатывающие предприятия. Что думают по этому поводу представители отрасли? 

«Стекольный» посыл восприняли не в штыки, но колеблются между «за» и «против». В числе аргументов увеличение расходов на логистику: стоимость стекла в два раза выше, чем ПЭТ-тары. Среди актуальных проблем — окупаемость инвестиций в модернизацию линий. Стекло неудобно с маркетинговой точки зрения: тяжелое и легко может разбиться. Много других организационных усилий. На предприятиях убеждены: начинать надо постепенно, например, с напитков премиум-класса. Важно выработать единый правильный стиль, чтобы не наломать дров. Ведь в итоге все это может сказаться на конечной стоимости товара. 

Павел БЫЛЬ контролирует визуальные браки стекла.

Но есть и те, кто понимают: переход от пластика к экоупаковке — общемировой тренд. И активно к нему присоединяются! На Рогачевском молочно-консервном комбинате выпуск молока в стеклянных бутылках апробировали четыре года назад. 

— Проект, рассчитанный в основном на экспорт, разработали около шести лет назад. Уже тогда на повестке дня стояла проблема тары, которая не вредит экологии. Определяющий аргумент? Не стоимость, а качество продукции. Закупили оборудование, позволяющее на одной линии разливать молоко в ПЭТ- и стеклобутылки, наладили выпуск. Продукция продается по всей стране. Какова стоимость? Молоко 0,9 литра в пэт-таре и 0,73 литра в стеклянной стоит одинаково — около 1 рубля 14 копеек. Молочка в стекле раскупается. Перерабатывающим предприятиям поставлена задача наращивать объемы производства молока в экоупаковке, в том числе стеклянной. Мы к такому повороту готовы, нам это только на руку, — подчеркивает первый заместитель гендиректора Рогачевского молочно-консервного комбината Дмитрий Иванов.

В планах у них не только нарастить объемы выпуска молока в стеклотаре. В апреле на полках магазинов в упаковке из стекла может появиться йогурт. Комбинат будет следить за реакцией рынка. Если новинка, а также цена на нее придется потребителям по вкусу, в Рогачеве готовы увеличивать объемы выпуска продукции именно в такой «одежке». 

— Условия диктуют не производители, а покупатели. Если они за экотару будут голосовать рублем, нарастить объемы не проблема, — заключают на комбинате и добавляют: — Постановление Совмина придаст толчок увеличению этого сегмента на рынке. К тому же у населения появится выбор: взять ПЭТ-бутылку либо экоупаковку.

Транспортировщик Николай МЫСЛИВЕЦ.

ВОТ еще чем озадачены переработчики: хватит ли у стекольных заводов мощностей, чтобы обеспечить в разы возрастающую потребность в стеклотаре? Ведь пока банки и бутылки, кроме Гродненского стеклозавода, варят на двух частных в Гомельской области. На это стекольным предприятиям есть что ответить.

— Ускорит переход на экоупаковку грядущая модернизация производства в Елизово и строительство нового завода возле Гродно. Все расчеты в пользу этих решений: увеличится ассортимент стеклотары, сократятся затраты на ее производство, повысится эффективность за счет внедрения современных технологий, возрастет выпуск импортозамещающей продукции, ее экспорт. Планируется, что первые партии стеклотары сойдут с конвейера в 2022 году. Экологичная упаковка, которая как минимум наполовину будет состоять из отечественного стеклобоя, будет выпускаться на трех линиях стекловаренной печи производительностью 220 тонн в сутки, — рассказал руководитель отдела развития Гродненского стеклозавода Михаил Деликатный.

Есть еще выход — унификация стеклоформ, то есть производство шаблонных бутылок, которое не только упростит и удешевит производство, но и позволит вернуться к многооборотной таре. Здесь можно поностальгировать по временам, когда все повально сдавали бутылки, или вспомнить о депозитной залоговой системе, которую собираются у нас внедрять. Она призвана экономически мотивировать покупателя сдавать использованную бутылку или банку, чтобы вернуть сумму залога, которую он внес при покупке. Мировой опыт показывает: возврат тары по такому принципу увеличивается до 90 процентов. Существенный плюс нововведения — высокий уровень сбора и переработки тары снижает нагрузку на экологию и помогает создавать новые рабочие места. 

В общем, решение проблемы должно быть грамотным и взвешенным. Очевидно, на переходном этапе сложности могут возникнуть у всех, в том числе у покупателей. Несомненно одно: старые привычки надо менять, ведь на кону наше с вами здоровье, глобальнее — будущее планеты. 

КОМПЕТЕНТНО

Наталья Гринцевич, директор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»:

— На протяжении нескольких десятилетий мировые объемы пластиковых изделий растут. Пока производство значительно опережает их переработку: туда поступает около 14 процентов ПЭТ-сегмента. В нашей стране удается собрать около 30 процентов пластиковых отходов. Надеемся, увеличить этот показатель поможет введение депозитной залоговой системы. Нововведение должно стать толчком для использования многооборотной тары. Как это будет работать? В магазинах установят специальные тароматы, куда нужно будет опустить бутылку, получить чек, в котором будет указана сумма. На нее можно будет получить скидку или обналичить в кассе. На первоначальном этапе показатель возврата тары достигает 70—80 процентов. Внедрение депозитной залоговой системы позволит уменьшить объемы захоронения на 10 процентов. Как показали исследования, 3/4 населения поддерживают эту инициативу. Что касается суммы залога, то, судя по зарубежному опыту, а также проведенным у нас соцопросам, ее оптимальная величина 20—25 копеек. С момента принятия решения до запуска системы сбора вторичного сырья, как правило, проходит около двух лет. 

Леонид Норик, начальник главного управления промышленности строительных материалов и конструкций Министерства архитектуры и строительства:

— Среди предприятий ведомства, специализирующихся на выпуске стеклотары, — ОАО «Гродненский стеклозавод». Работают также частные стеклотарные заводы «Белстеклопром», «Ведатранзит». В последние годы отечественная стеклотарная промышленность переживает существенные изменения в лучшую сторону. В прошлом году, к примеру, после перерыва возобновлено производство стеклотары на одном из заводов в Гомеле. Благодаря модернизации технологического процесса производства стеклотары в филиале «Елизово» Гродненского стеклозавода впервые в республике стали выпускать облегченную бутылку, при этом производительность линии увеличилась на 10 процентов. 

Мощности заводов позволяют не только обеспечивать внутренний рынок стеклянной тарой, но и экспортировать ее. В 2015 году произведено 289,7 миллиона штук в 0,5-литровом исчислении, в 2019-м — 633,1 миллиона штук. Экспорт увеличился с 22 до 30 процентов. Доля импорта с возоб­новлением работы завода в Гомеле снизилась с 55 процентов в 2018 году до 36 процентов в 2019-м.

По поручению Главы государства предпринимается большой комплекс мер для поддержки перехода с ПЭТ на стекло и бумагу.

veselukha@sb.by

Фото автора и БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter