Почему белорусская система здравоохранения демонстрирует слаженную работу

Клятве Гиппократа верны

Сама на днях вынуждена была обратиться к врачам за помощью. Родные, правда, отговаривали: тебе это нужно, когда все сейчас с температурой и кашляют? Понятное дело, и коронавирус вспомнили. Тень сомнения закралась. Оказалось, зря: в поликлинике разделили потоки пациентов с температурой и без. В коридорах, что удивительно, практически нет очередей. Врачи стали внимательными: нет такого, что махнут рукой на мало-мальское недомогание. Понимают, насколько важно не потерять бдительность. Значит, мобилизовали все силы — могут! 

Каждый из нас должен грамотно и качественно выполнять свои обязанности. Сейчас работа медиков как никогда на виду. Даже больше — каждый их шаг, умение строго следовать регламентам анализируются при многократном увеличении. И дело не только в грамотном подходе и лечении. Должна быть база! А это, образно, впитывается с молоком матери — за день не научишься. И форс-мажорная ситуация обнажила наш запас прочности. 

Начнем с аппаратов ИВЛ. В Италии, где вирус неистово разбушевался, на 100 тысяч населения их всего 8,3. Для сравнения: в Великобритании — 12,9, в США — 18. Собственно, если в последних двух странах на один претендуют свыше 7,7 и 5,5 тысячи человек соответственно, то в Италии — более 12 тысяч.

Логичный вопрос: а как в Беларуси? Недоброжелатели станут утверждать: мол, у нас ситуация хуже. Увы, некоторые привыкли равняться на европейцев, снимать перед ними шляпу и хаять свое, родное. Бросьте! В Беларуси на один аппарат — 4,5 тысячи человек, а если взять в расчет наркозно-дыхательные, которые также могут работать в качестве ИВЛ, количество будет еще ниже. Как вам, скептики, такая убедительная статистика?

Идем дальше. Да, в белорусском здравоохранении есть определенные нюансы и недочеты. Со стороны кажется, что мощная структура излишне забюрократизирована. В какой-то мере — действительно! Одни очереди, чтобы взять талон, а потом еще и попасть на прием к тому же терапевту, чего стоят! Но сейчас не время вспоминать старые обиды. Мы же видим, что белорусская система здравоохранения стремительно развивается, внедряя в практику передовые тенденции, — нужно лишь выждать этот период становления. Это касается и мер против коронавируса.

Мы наблюдаем, как наши медики в форс-мажорной ситуации грамотно лавируют между препятствиями, не позволяя вирусу парализовать страну. Удивительно? Только для дилетантов. Во-первых, у нас сильное образование, которое высоко ценится в европейских странах. Студентов в медвузах учат не только правильно ставить диагнозы и назначать эффективное лечение, но и четко действовать в критических условиях, сводя к минимуму возможность ошибки. Во-вторых, медики не ждали до последнего, а заранее предусмотрели план действий в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. Собственно, сработали на упреждение и не позволили вирусу перейти в неконтролируемую стадию. В том числе дали эффект поиск и изоляция контактов первого уровня. Стоит ли повторяться, насколько на этом этапе важна оперативность, когда, возможно, счет идет на минуты? Эта работа масштабна, к тому же незримая — не бросается в глаза и не выбивает жизнь из нормальной колеи.

Так, увы, происходит далеко не в каждой стране. Хотя бы потому, что не везде есть для этого резервы. В Беларуси на тысячу человек населения 4,49 практикующего врача-специалиста. Это один из высоких показателей не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Беларусь обошла в этом даже США. По количеству больничных коек — 83,9 на 10 тысяч населения — мы на третьем месте после Японии и Китая (данные опубликованы пару лет назад). Кто-то скажет: мол, от этого очереди не стали короче в поликлиниках. А длинные они потому, что медицина доступна для каждого, нет деления на правых и левых. 

Вот в чем суть, как отдельные пытались съязвить некоторое время назад, неповоротливой советской медицины, якобы неспособной к скоординированным действиям. Система доказала свою эффективность, потому что в ее основе проверенные годами традиции и принципы: дисциплина, порядок и, самое главное, борьба за каждую жизнь. У нас не спасают одних в ущерб другим — резервы есть. И стариков никто не бросает умирать, потому что на государственном уровне организована серьезная социальная поддержка уязвимых категорий граждан. В том числе и пенсионеров, которые столкнулись со сложными обстоятельствами: для них работают больницы сестринского ухода, а одиноко проживающих регулярно навещают и помогают им справиться с домашними делами работники соцслужб. Собственно, государство прочно удерживает руку на пульсе жизни. И врачи находятся на переднем крае этих титанических усилий. Сейчас это чувствовать как никогда важно.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter