Как в Зельвенском районе школьники учатся зарабатывать на продаже бумаги из тростника

Классный журнал из папируса

Интересную имиджевую продукцию пытаются продавать зельвенские школьники. В нынешнем учебном году в средней школе № 2 городского поселка создали компанию для продвижения уникальных сувениров из тростниковой бумаги. Пока детям удалось заработать только 600 рублей, которые они планируют вложить в развитие. Почему этот проект так важен для них и во что он может вырасти? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».

Каролина БОГДАНОВИЧ считает, что продукцию, которую изготавливают школьники, не стыдно представить даже на международном уровне.

История бумаги

Зельва знаменита своими ветряками, водохранилищем, а еще «Анненской ярмаркой». Во времена Речи Посполитой в день святой Анны сюда съезжались купцы со всей Европы, Азии и Ближнего Востока. Это событие, ныне возрождаемое местным руководством, притягивает в небольшой поселок тысячи гостей — своих и заграничных. В нынешнем году впервые здесь можно будет увидеть уникальную продукцию из тростниковой бумаги, или, как еще ее называют, белорусского папируса. Экологический продукт под брендом Znova разработали местные школьники. 

Педагог-психолог средней школы № 2 Каролина Богданович руководит творческим и экономическим процессами:

— Не думали, что наш проект получит такую раскрутку. Два года назад все начиналось с исследовательской работы учителя химии и биологии Натальи Гром и ее ученицы. Первые пробные варианты были не слишком презентабельны. В прошлом году собрали большую команду для участия в республиканском конкурсе социальных проектов Social Weekend. Необходимо было представлять работы визуально, создавать интересные варианты презентации. В результате оказались в числе финалистов. Решили на достигнутом не останавливаться и в начале нового учебного года создали школьную бизнес-компанию. 

Дело мастера боится

За большим столом в кабинете труда собрались сотрудники компании. Перед ребятами стоит непростая задача — разработка новых видов продукции. 

PR-менеджер Диана Головко занимается разработкой рекламных слоганов, выкладывает их в Instagram и ВКонтакте. Улыбчивый Максим Ситько — дизайнер. 

— Моя основная функция — предложить идею,
— рассказывает мальчик. — Предлагаю, на какой сувенир может пойти та или иная заготовка, что на ней лучше нарисовать. Вот все эти картинки на магнитиках к предстоящей Пасхе придумал. 

Дмитрий Чиргун занимается заготовкой сырья, но тоже участвует в мозговом штурме. 

— Надо найти место и подобрать для сбора правильный тростник, — рассказывает о непосредственной деятельности молодой человек. — В нынешнем году удалось заготовить много сырья. Погода позволяла. 

Вероника Голуб — технолог, она отвечает за переработку сырья. Строго следит за процессом, чтобы все было правильно, не было изъянов. От этого зависит качество бумаги. Девочка талантлива, хорошо рисует и не боится никакой работы. 

Рассказав немного о себе, ребята наперебой выдают мысли и идеи. Вариантов за пару минут прозвучало немало. Брелоки, стаканчики для напитков, подставки под горячее, чашки и коврики для домашних животных, бирдекели, шкатулочки для девичьих секретов, меню для ресторанов и кафе с национальной кухней, визитки и даже треугольные кулечки под семечки и орешки. Дело мастера боится...

— Сама идея получения бумаги из тростника неуникальна, — вводит в курс предпринимательской деятельности Каролина Богданович. — Технология изготовления давно изучена нашей Академией наук. Однако создавать из практически бесплатного сырья нужные в быту вещи и сувенирную продукцию пока догадались только здесь, в Зельве. Если говорить вкратце, то осенью мы собираем сухой тростник, затем его измельчаем, отбиваем и вывариваем в воде и щелочи. Используется при этом обычная бытовая техника. А продукция получается на 100 процентов экологичной. 

Очень перспективные заросли

Бумага, следует признать, получается очень необычной на ощупь. Ее можно красить. Причем используют школьники только натуральные свекольный и морковный соки, пищевые красители. На такой интересной текстуре любой рисунок будто оживает. Такую бумагу могут использовать художники, поскольку по своей структуре она очень напоминает холст. Но лучше всего получается сувенирная продукция: магниты, открытки, приглашения, конверты, подарочные пакеты, картины и многое другое. 

— На данный момент в школьной компании задействовано всего 12 старшеклассников, — продолжает Каролина Богданович. — Для них это своеобразный курс предпринимательства, который можно реализовать на практике. В чем суть бизнеса? Должны быть продажи. И наша продукция востребованна. Немаловажно, что дети не делят заработанные деньги между собой, а вкладывают их в развитие, закупку оборудования. Им очень все это интересно. Мальчики и девочки активно разрабатывают дизайн, маркетинговые ходы, продвигают продукцию в соцсетях. И заказы поступают на постоянной основе. К примеру, в августе будет проходить пленэр «Заславский Спас». Нам уже сейчас заказали 50 листов формата А3. Хотелось бы расширить число участников, однако такой возможности пока нет. Не хватает средств на обустройство лаборатории. Недавно, правда, появилась надежда на победу в трансграничном проекте, итоги которого будут подведены в мае. 

Юные бизнесмены представляют свою продукцию на различных выставках, где есть возможность познакомиться с потенциальными инвесторами. Безусловно, просто так никто не станет вкладывать деньги. Но интерес очевиден. Просто надо взвесить все плюсы и минусы. На мой взгляд, плюсов очень много, учитывая, что бесплатного, в сущности, сырья в стране растет достаточно. Его никак не используют, а чистить водоемы необходимо. К примеру, в Зельвенском районе есть прекрасное водохранилище, а также 17 прудов и озер площадью до гектара. Большинство из них серьезно заросли. А вообще, по данным НАН, в стране до 100 000 гектаров водоемов заросло тростником. Это примерно 12,5 млн тонн сухого сырья. На лист бумаги формата А4 средней плотности уходит примерно 25 граммов тростниковой массы. 

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter