За четыре дня 12 художников из трех стран напишут больше двух десятков портретов белорусов XXI века. Живописцы будут работать там, где когда-то создал своего «Белоруса» великий Илья Репин.
Елизавета ПАСТУШЕНКО, заведующая подготовительным отделением Белорусской государственной академии искусств: «На этом живописном пленэре я — единственный художник-график!»
Имение под Витебском художник купил в 1892 году и проводил здесь каждое лето вплоть до 1900 года, когда приобрел Пенаты. Потом в Здравнево жили его родственники. В 1930 году Репины покинули усадьбу и переехали во Францию. Деревянный дом они продали крестьянам на дрова, чтобы получить хоть какие-то средства. Так здание было полностью разрушено. Усадьбу по фотографиям и рисункам отстроили в 1988 году, с тех пор там работает музей.
В живописном месте на берегу Западной Двины Репин создал более 40 холстов, эскизов и рисунков, в том числе «Осенний букет», «Лунная ночь. Здравнево», «Дуэль», «На солнце». Мастер любил писать местных крестьян. Подтверждением тому могут служить его рисунки «Барышня в деревне», «Косцы в поле».
Ирина ТКАЧЕНКО из Москвы: «Ехала с мыслью: если среди моделей будет ребенок, готова написать».
А художники, которые приехали на пленэр «Здравнево» в лицах и судьбах», получили возможность написать портреты современных белорусов. Тех, кто сейчас живет и работает в окрестностях бывшей репинской дачи. Моделей искали на местных предприятиях, попозировать мог любой желающий. Среди них и дети, и молодые люди, и руководящие работники Витебской бройлерной птицефабрики, и простые пенсионеры.
Ирина Ткаченко из Москвы в качестве модели выбрала Виолетту Бородич. Девочке 10 лет и она, конечно, первый раз позировала для художника. Портрет ей очень нравится: на нем все даже лучше, чем в жизни. Сама художница очарована и моделью, и репинской усадьбой:
— Ехала с мыслью: если будет ребенок, готова написать. Детский образ, свет, чистоту передать всегда заманчиво. Хочу с ней еще один холст сделать — в цветах. Здесь потрясающе спокойно, хочется писать, не останавливаясь: плавно, размеренно и обдуманно. Понимаешь, почему так много здесь написал Репин и почему эти работы сделаны именно так, как сделаны. Я бы отсюда и не уезжала.
Москвич Александр ШЕВЧЕНКО: «Не знал, что мой любимый «Осенний букет» РЕПИН создал в Здравнево».
Киевлянин Роман Штаер впервые в Беларуси, и ему очень понравились местные люди:
— Ментальность у народа простая, искренняя. Когда люди могут быть такими открытыми, щедрыми и гостеприимными, это говорит о здоровье общества. О том, что и следующие поколения растут в хорошей среде. Илью Репина нельзя привязать ни к Украине, ни к Беларуси, ни к России, он связан со всеми национальностями. Родился у нас на Харьковщине, большую часть жизни провел в Петербурге, тут имел дачу. В плане творчества это феноменальная личность, с которой началась новая история русской школы живописи. Для меня большая радость писать здесь.
Декан художественного факультета Белорусской государственной академии искусств Анна КОНОНОВА и ее модель Вера ИВАНОВА.
Пленэрное состояние очень ценно для художника, говорит декан художественного факультета Белорусской государственной академии искусств Анна Кононова:
— Важно, когда тебе предоставляют все условия, вплоть до бытовых, и можно ни о чем не думать. Отдаешься полностью творческой задаче и ни на что не отвлекаешься. Необыкновенно приятно здесь работать, прямо слышишь руководство Репина, он вошел сюда своей личностью.
Алексей СУХОРУКОВ, директор Музея-усадьбы Ильи РЕПИНА, тоже вошел в историю: его портрет пишет Елена ПРУДНИКОВА из Санкт-Петербурга.
Счастливые дни в репинских местах для 12 художников из Беларуси, России и Украины случились благодаря Международному гуманитарному проекту творческой интеллигенции трех стран «Минская инициатива», который существует с 2015 года. Это, можно сказать, синтез культурных и научных проектов, в которых всегда принимают участие три страны: Беларусь, Россия и Украина.
Пока художники пишут портреты, писательницы Евгения Доброва и Евгения Декина разговаривают с натурщиками. Перед ними стоит задача написать о каждом из них эссе. Евгения Доброва поделилась первыми впечатлениями:
— В окрестностях Здравнево живут люди с очень четкими, можно сказать, даже категорическими жизненными ценностями. Они знают, что такое хорошо и что такое плохо, что в жизни главное. Это важность и ценность труда, верности, дружбы. Сейчас люди почему-то стесняются говорить «я хочу быть верным», «я хочу много работать». А здесь мы увидели тех, кто так живет.
Над своей работой «колдует» Роман ШТАЕР.
По итогам пленэра будет издан интересный каталог художественных и литературных произведений, созданных в легендарном месте. Также будет подготовлена выставка, которую Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ планирует экспонировать на значимых творческих площадках Минска, Киева и Москвы. Первыми портреты современных белорусов увидят минчане. Это случится в конце ноября — начале декабря. kruchenkova@sb.by
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА