В Витебске свыше сотни застройщиков еще три года назад получили земельные участки, но заселиться в построенные дома не могут

Хаты на болоте

Уже несколько лет новоселы из пригородного витебского поселка Орехово бьют в колокола, обивая пороги инстанций. Вместо долгожданных новоселий они вынуждены преодолевать банальные проблемы — к новому микрорайону, разбитому на пустыре, невозможно добраться. Спустя три года после выделения участков здесь нет ни дорог, ни электроэнергии, ни воды. В непростой и явно затянувшейся истории витебских застройщиков разбиралась корреспондент «Р».

Дом построен, но жить в нем хозяевам не разрешают.

Город в чистом поле

Вместе с одним из пока несостоявшихся новоселов Андреем Скориновым мы въезжаем в пригородный поселок с красивым названием Орехово. Несмотря на свою удаленность от центра Витебска (а это около 10 километров), деревенские улицы вплотную примыкают к городским окраинам. Так что в 2015 году, когда нуждающимся в улучшении жилищных условий раздавали здесь земельные наделы, Орехово уже считалось городом. Сразу за поселком — новый микрорайон с разбросанными по полю и среди хмызняков в хаотичном, как мне показалось, порядке площадками-новостройками. Где-то только забиты колышки, обозначающие границы будущей усадьбы, на других — лишь фундамент, зачастую законсервированный, а где-то дома уже влезают под крышу. Хотя и одни, и другие, и третьи, стоит признать, выглядят весьма сиротливо. Андрей рассказывает:

— Здесь пытаются обосноваться далеко не миллионеры — многодетные, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, военнослужащие. У меня, например, супруга родилась в чернобыльской зоне и потеряла здоровье. Есть маленький ребенок… Почему взяли участки в месте, где нет никакой инфраструктуры? В то время нам все обещали сделать… А сейчас я даже не могу приступить к закладке фундамента — как его заливать, если не знаешь высоты будущего дорожного полотна? Так и окажешься в низине. А сделать фундамент заранее высоким — очень дорогое удовольствие. У меня лишних денег нет.

По поводу низины Андрей прав. Будущий поселок и без того делится на две части. В разговоре между собой неудачливые застройщики так называют свои «микрорайоны» — до болота и после болота. Тем, кто «до», везет больше — в сухую погоду они могут добраться до стройплощадок. Те, кто «после», вынуждены преодолевать сложный болотный перешеек, а он зачастую непроходим. Даже несмотря на то, что сами застройщики то и дело пытаются подсыпать сложные участки полевых и болотных проездов битым кирпичом. В итоге ни технику подогнать, ни самим подъехать. А если еще учесть, что в округе нет и электроэнергии — условия для строительства получаются по-настоящему боевыми. Подключаться к существующему поселку новоселам энергетики запретили — тамошняя трансформаторная подстанция не выдержит дополнительной нагрузки, требуется строительство новой. Когда она будет возведена? Несмотря на неоднократные обращения горожан в различные инстанции, пока дело дальше обещаний не идет. Поэтому некоторые застройщики сами уже отказались от наделов, а у некоторых их забрали в соответствии с законом — по причине того, что там… не ведется строительство.
Общая беда сплачивает несостоявшихся пока ореховцев.
Фото автора

В регистрации отказано

После небольшой экскурсии мы отправляемся на место встречи с застройщиками. Около двух десятков человек собрались на въезде в поселок Орехово, чтобы озвучить свои проблемы и подписать очередную петицию. Большинство из них — молодые, в возрасте 30—35 лет. Общая проблема сплотила будущих соседей. Написав множество обращений и получив массу отписок, застройщики до сих пор не могут понять: как можно было в нарушение указа Президента выделить им земельные участки без четких планов по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры? И почему сегодня они вынуждены ходить по служебным кабинетам и просить продлить сроки строительства, если в нарушении оных совершенно нет их вины?

— Думаете, больше повезло тем, кто умудрился в таких условиях поставить коробку дома и приступить к отделке? — вопрошают собеседники. — У них теперь еще больше сложностей.

Этого не отрицает Ольга Олихвер — хозяйка небольшого, но уютного домика, расположенного чуть ближе к действующему поселку. В ее молодой семье — двое маленьких детей. Вместе с мужем и дочерьми Ольга до сих пор проживает в общежитии, хотя дом практически готов к заселению:

— Мы не можем сдать новостройку в эксплуатацию, — сетует она. — Зарегистрировать дом отказываются. По причине отсутствия подъездных путей и коммуникаций. То есть санитарные условия не позволяют здесь жить. И сколько нам еще ютиться в общежитии, наблюдая за тем, как будет разрушаться уже построенное жилище, на которое отдали последние деньги?!

В такой же ситуации оказались и семья Оксаны и Сергея Шамшура, а также их соседи. Дома построены, но их не принимают. К внутренней отделке хозяева по этой причине пока не приступают. А вот Наталья Воронцова, которая с супругом воспитывает ребенка-инвалида, за три года смогла лишь залить фундамент:

— Мы только один месяц в году можем добраться на свою стройплощадку, да и то если лето засушливое. Поэтому более скорыми темпами вести строительство не можем. Хотелось бы наконец хоть какой-то определенности.

В многодетной семье Карапузовых — трое детишек в возрасте от 3 до 10 лет. На своем участке они смогли лишь поставить сруб бани. Ездили по ближайшему наделу. Теперь сосед выкопал котлован, проезда к дому Карапузовых вообще нет. Так что когда возьмутся за строительство жилья — непонятно.

Валентина Шилкович вместе с мужем и двумя маленькими детишками живут с родителями в двухкомнатной квартире. В Орехово у молодой семьи новый дом уже стоит под крышей. Завершить строительство и переселиться Шилковичи не могут по той же причине — как жить в чистом поле без воды, света и дорог? А вот кредит, который использовали на новостройку, уже приходится выплачивать банку.

Ни дорог, ни света, ни воды — в таких условиях оказались будущие новоселы.

Виноваты сами?

Почему сложилась такая ситуация? Начальник управления жилищной политики и инфраструктуры комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома Андрей Пшонко в курсе неприглядной истории. Недавно делегация новоселов была на личном приеме у председателя комитета. Принято решение о выделении денег для заключения договора с проектной организацией и начале работ над документацией. Полностью проект (уже с экспертизой) инженерно-транспортной инфраструктуры нового микрорайона обещают сделать к сентябрю следующего года. После этого начнется обустройство дорог и коммуникаций. О конкретных сроках завершения последнего пока говорить рано — все зависит от финансирования.

Конечно, проще было предусмотреть все эти вопросы раньше, еще до выделения земельных участков, как того и требует законодательство. Так почему же решение так сильно запоздало и отстает от строительства как минимум на 3—4 года? Начальник управления КГК Витебской области Вадим Волович указывает на маленькую, но очень важную деталь: соответствующим указом предусмотрено, что в отдельных случаях по желанию заказчика ему может быть выделен земельный участок и без наличия инженерно-транспортной инфраструктуры. Вот только инфраструктура должна быть обустроена до сдачи дома в эксплуатацию. Застройщики Орехово изначально официально дали согласие строиться без коммуникаций.

Дали. Но, конечно, вряд ли предполагали, что решение проблемы так затянется. Строительство жилья, дорог и прокладка сетей как минимум должны идти параллельно, чтобы не отбивать у энтузиастов желание вести индивидуальное строительство.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter