Эксперимент по оплате проезда банковскими карточками в наземном транспорте продолжается: какие преимущества даст новинка пассажирам

Карт-бланш на проезд

Сеть общественного транспорта в Минске удобно покрывает все части города: добраться можно в любую точку, затрачивая минимум времени даже в часы пик. Остается только выбрать маршрут и купить проездной. Но жизнь динамична, и иногда путь приходится менять. Тут и возникает проблема: как успеть из точки «А» в точку «Б», не упустив драгоценное время в очереди за билетом? В «Минсктрансе» стараются ответить на этот вызов новой системой оплаты проезда — посредством банковской карты. Сейчас пилотный проект работает в трамвае № 6. После успешного испытания такой сервис появится повсеместно. 

В конце весны этого года «Минсктранс» запустил пилотный проект: на тридцати трамваях №6 появилась возможность оплатить проезд банковскими картами

Без зайцев поневоле 

Я нечастый пользователь наземного транспорта, однако порой ситуации вынуждают воспользоваться новыми маршрутами. И далеко не всегда получается купить билет заранее: вспоминаешь о нем, пытаясь запрыгнуть в уходящий трамвай или автобус. Наличка под рукой тоже редкость — удобство чиповых карт тому причина. И тут появляется проблема: водитель автобуса, трамвая или троллейбуса талоны за безналичные не продает. Вот так иногда люди, сами того не желая, становятся зайцами поневоле, хотя вроде и честно хотели бы оплатить проезд. Контролера это, конечно, не интересует — работа у него такая. 

В «Минсктрансе» проблему понимают и уже продолжительное время работают над ее решением. В конце весны запустили пилотный проект: на тридцати трамваях № 6 появилась возможность оплатить проезд банковскими картами. Я решил проверить, как это работает. 

На первый взгляд, внутри транспорта ничего не изменилось: обычные валидаторы расположены в привычных местах салона. Однако благодаря программной модификации к ним уже можно прикладывать банковскую карту и оплачивать поездку. Сергей, направлявшийся на работу, вошел в трамвай вместе со мной на площади Якуба Коласа и оплатил проезд банковской картой:

— Удобная штука. Летом наткнулся на эту новинку случайно. Тогда по привычке прислонил свой бумажник, чтобы расплатиться, и удивился: списалась не поездка с проездного, а деньги с карты (она оказалась ближе к валидатору). Сначала не понимал, что произошло, даже позвонил в организацию. Там объяснили, что к чему. Сейчас проездным практически не пользуюсь. 

В целом оплатить проезд при отсутствии билета и наличных стало гораздо проще. Одно «но» — система все еще не всегда срабатывает. Понятное дело, пилотный проект. Но сам факт, что общественный транспорт вскоре обзаведется такой функцией повсеместно, обнадеживает. 

На пороге нового этапа

Созданием этой системы занимается БПС-Сбербанк в сотрудничестве с резидентом ПВТ. Начальник технического управления компании IBA Group Вадим Смотряев признается, что услуга оплаты банковской картой в наземном городском транспорте могла появиться у нас еще к Европейским играм:

— Но к сервису со стороны «Минсктранса» были предъявлены более жесткие требования. Чтобы отладить работу проекта, требуется больше времени. Сейчас дорабатываем, испытываем. Сначала учтем все нюансы на примере пилотного проекта — трамвая № 6, а потом, исходя из задач заказчика, будем готовиться к массовому внедрению. 


При создании сервиса изучались актуальные примеры и технологии, которые работают в Москве и Лондоне, Чехии и Хорватии. Кроме того, опыт у компании по аналогичной разработке уже есть: ранее запустили подобную услугу в метро и на поездах городских линий БЖД. Интересный факт: в прошлом году Минск стал третьим городом в мире, внедрившим оплату в метро на всех турникетах, и первым в СНГ, запустившим оплату банковской картой внутри поезда в режиме самообслуживания. Сейчас около 8,8 процента пользователей метрополитена перешли на оплату проезда банковской картой, спрос на услугу постоянно растет.

Но, внедряя любую, даже самую удобную разработку, ее создатели сталкиваются с непониманием потребителей: от привычного отказываться непросто. Переход к инновациям должен быть постепенным. Вадим Смотряев также обратил мое внимание на то, что в данный момент в столице уже сформирована необходимая инфраструктура для внедрения новых сервисов. 

— Любая система проходит эволюционные шаги. Существует инфраструктура, готовая работать на цифре. Можно было бы задуматься и об уходе от бумажных билетов в скором времени. По расчетам, сейчас себестоимость производства талона более экономически выгодна, однако требуются инфраструктура для его распространения и иные затраты, связанные с этим процессом. Международный опыт показывает: переход на цифровые способы оплаты позволяет снизить издержки перевозчиков. 

Вместе с тем мой собеседник убежден: бумажные билеты не вечны.

— Коллеги из Лондона пришли к выводу, что пассажиры не хотят покупать билеты. А транспортники не хотят их продавать. Ведь билеты — это очереди, проблемы со сдачей, то есть это препятствие. Полная цифровизация — шаг вперед. К этому мы все равно придем.

Услуга оплаты проезда банковской картой в наземном транспорте Минска могла появиться еще к Европейским играм. Но к сервису были предъявлены более жесткие требования.
В целом к инновациям в оплате общественного транспорта по новым технологиям люди сегодня готовы гораздо лучше, чем когда валидаторы и электронные компостеры только пришли в нашу жизнь. Мой собеседник считает, что основные этапы для бурного развития пройдены.

— Но не забывайте, сегодня рассчитываться можно не только картой, но и умным кольцом, браслетом, часами, смартфоном… Список устройств растет в геометрической прогрессии. Инфраструктурно мы уже готовы к ним. А вот готовы ли контролеры? Все это также должно быть отработано, чтобы не возникало непонятных ситуаций. 

Виртуальный билет 

Покупка билета и продление проездного чаще всего ассоциируются с неудобствами или очередями. В IBA считают, что цифровизация процесса оплаты будет постепенно сводить их на нет. Для этого идет работа над созданием альтернативных цифровых каналов продажи проездных документов. Многие привыкли оплачивать коммунальные платежи через интернет-банкинг. Благодаря ЕРИП множество услуг может быть оказано всем жителям страны. Мы работаем над технологией виртуального проездного билета, который будет привязан к банковской карточке. Кроме того, важно разработать более комфортные условия для применения скидок и дифференциации тарифов. 

Но и это всего лишь промежуточный шаг. В мировой практике есть концепция MTT — Mass Transit Transaction — система, которая определяет оптимальные тарифы для проезда исходя из структуры поездок клиента. Такая модель, например, эффективно работает в Лондоне. Возможно, подобный сервис в недалеком будущем станет востребован и у нас.

КОМПЕТЕНТНО

Елена РОМАНОВА, начальник финансово-экономического управления «Минсктранс»: 

— В настоящее время проводится опытное тестирование системы оплаты проезда банковской бесконтактной картой в наземном транспорте Минска, в трамвае № 6. В процессе тестирования выявлен ряд проблемных аспектов, сдерживающих расширение зоны ее функционирования. Предприятием рассматриваются оптимальные технические и финансовые условия для реализации проекта. 

Для удобства пассажиров в дальнейшем планируется установка терминалов самообслуживания с возможностью безналично оплатить билет на одну поездку и проездной документ на бесконтактной смарт-карте (БСК). Также будет создана система удаленного пополнения БСК через ЕРИП. Появится способ оплаты разовых поездок в наземных видах транспорта по принципу электронного кошелька. Будет введен проездной документ с неограниченным количеством пересадок в течение оплаченного времени (1 час 30 минут).

kryzhevich@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter