Почему в Бюллербю взрываются бомбы

Карлсон под веником

Чем удивить вас, читатель, если вы зрелый человек? В сказки уже не верите. На что способны, знаете. Как устроен мир, представляете. Чем вас удивит, например, Швеция, про которую вы тоже главное знаете? Карлсон, "АББА", "Вольво" (пусть концерн и входит уже в китайский "Geely Automobile"), "шведский социализм", высокий уровень жизни в гармонии со скандинавской природой... Возможно, что вас, как и меня, удивит статья в газете  "Дагенс нюхетер". 

Это крупнейшая ежедневная газета. Статья "Немцы спрашивают, почему в Бюллербю взрываются бомбы" журналистки Лины Лунд вышла 16 ноября. Можете ее найти в сетевой версии газеты или в переводе на сайте inosmi. 

"Кокаин?! Гаш?! Экстази?!" - это пацан в капюшоне оглашает ассортимент. Он кричит со скамьи на детской площадке в берлинском районе Гёрлитцер-парк. Неподалеку из рук в руки передаются пакетики... Статья построена на сравнении. Шведку удивляют немецкие реалии, а немцев - то, что происходит в Швеции. Бюллербю - это деревня из книги Астрид Линдгрен, "мамы" Карлсона, это образ Швеции. Что же удивляет немцев? 

Пусть в Берлине почти открыто продаются наркотики и поэтому все больше краж и нападений, зато... совсем мало убивают. За прошлый год в столице были застрелены всего трое, а взрывов почти не было. 

То ли дело - Мальме. 330 тысяч жителей (примерно как в наших областных центрах), 45 процентов - мигранты. В прошлом году в Мальмё были застрелены 12 человек: двухкратный рост за 4 года. За тот же прошлый год было 45 (сорок пять!) взрывов. Местный криминалист: "Взрывы случаются так часто, что параллели можно провести только с зонами боевых действий". 

Молодых людей толкает в банды нищее детство. В Мальмё четверть детей растут в семьях, живущих на пособия, которые Красный Крест считает неблагополучными. В Берлине таких еще больше - треть. 

Более ранняя статья в другом шведском издании, "Expressen": криминальные группировки парализовали страхом жителей и муниципальные власти района Эстбергахёйден. Это уже столица, Стокгольм. То, о чем пишут журналисты - не эпизоды, а система. 

"Было бы неплохо, если бы побольше шведских политиков, экспертов и полицейских чинов, как и немцы, задались вопросом: "Почему в Бюллербю взрываются бомбы? Только выяснив причины проблемы, можно ее решить", - завершает автор. Рецепта, ответа властей на проблему еще нет!  

Чтобы закончить с немецкими реалиями: 19 ноября был убит сын бывшего президента, 59-летний Фриц фон Вайцзеккер. В момент нападения он читал лекцию в клинике, где раньше работал главврачом. 

Не будем судить, где жить комфортней и безопасней. Пусть жители Швеции и Германии решают сами. Эти две страны в наших глазах объединяет одно обстоятельство. Из Германии когда-то прилетел Матиас Руст, посадивший самолет на Красной площади в Москве. Это было хулиганством, но выглядело как символ перемен. Потом из Швеции прилетел другой самолетик, разбросавший плюшевых медвежат уже по белорусской земле. Если устроители акции и видели в ней какой-то символ, то для нас это было чистое хулиганство. 

Времена изменились. Мы повзрослели. Что кажется нам полезным из европейской практики - перенимаем. Ездим, например, на немецких и шведских автомобилях. Что-то иное отвергаем: не подходит. Нам иногда говорят (и совсем недавно повторили): у вас то не так и это не этак. Мы выслушиваем. Спасибо. Мы и сами знаем, что не все у нас идеально. Совершенствуемся. Понимая при этом, что идеалы тоже могут быть разные. Что качество жизни и ее цивилизованность в широком смысле не определяется лишь размером ВВП и свободой ЛГБТ, наличием ювенальной юстиции и выборным законодательством.  

Жителям Мальме и Стокгольма, конечно, сочувствуем. Каково это, жить в постоянном страхе. Только представить – 3-4 взрыва в городе ежемесячно. Мы-то живем, слава богу, спокойно. Хотя и сейчас кто-то привычно пробубнит: нам бы их пособия.

ponomarev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter