В сельской школе путь от молодого специалиста до директора можно проделать всего за несколько лет

Карьера по распределению

Отработка в глубинке. Многие выпускники столичных вузов вздрагивают при такой фразе и задаются непростым на их взгляд вопросом: есть ли нормальная жизнь за Минской кольцевой? Вот и недавно в сети анонимный молодой специалист рассказывает буквально об ужасах, с которыми вчерашние студенты могут столкнуться при отработке в сельской школе. Насколько ужасны эти ужасы, имеют ли они место быть?  «СГ» решила посмотреть, кто сегодня работает в глубинке, как здесь вообще встречают молодых специалистов. Ткнули пальцем в карту: Добрушский район. Белорусско-российско-украинское приграничье, край страны. 


Агрогородок Круговец-Калинино стоит на стыке трех стран. Направо поедешь — в Чернигов попадешь, налево — в Брянск. В местном детском саду — средней школе 99 воспитанников. Среди 23 педагогов — 4 молодых специалиста. Трудятся они не первый год, а значит, есть что рассказать. Учитель начальных классов Екатерина Ковалева родом из Добруша. Она целевик с обязательной пятилетней отработкой в учебных заведениях района. В агрогородке уже третий год. Живет в общежитии. Старый двухэтажный корпус его напоминает малосемейку. В комнатах есть ванна и туалет, кухня на этаже. 


— Вы что, пятизвездочный отель хотели увидеть? — шутит Екатерина. — Обычное общежитие. В комнате при заселении были кровать, шкаф, стул. Собственными силами привезла из Добруша диван и секцию от стенки, поклеила обои. Сделала жилье под себя. Серьезных нареканий к нему нет. Работа рядом. Соседи по этажу нормальные. Одна из них повар в нашей школе. Другие трудятся на горно-обогатительном комбинате, добывают кварцевый песок. Планы? Пока здесь. Для меня важно мой первый класс довести до пятого. Долг учителя.


Преподаватель немецкого языка Зоя Кацевич родом из Брестской области. В общежитии жить не захотела, снимает квартиру: 

— Это примерно те же деньги, — признается девушка. — В сельской местности хватает жилья, которое используется под дачи. Поэтому многие хозяева заинтересованы, чтобы с осени по лето за ним кто-то следил и платил квартплату. Конечно, квартиру искала не по объявлению, помогла администрация школы. В месяц за коммуналку у меня выходит 30 рублей, примерно так же, как в общежитии.


Интересуюсь, сколько зарабатывает начинающий учитель в сельской школе?

— У нас есть надбавки за сельскую местность плюс как молодому специалисту в среднем при схожей нагрузке зарплата — 600—650 рублей.

— А вы останетесь здесь после отработки?

— Скажу честно, у меня появилось новое увлечение. Я заочно поступила в Академию МВД на правоведение. На данный момент работаю здесь, и меня все устраивает. Буду смотреть...


Для гомельчанина Анатолия Витковского путь на работу — настоящая одиссея. Он ездит сюда на поезде из Гомеля почти каждый день. Это только по прямой — 55 километров. И еще три километра от станции пешком. Зачем такие сложности? Учитель физики и программирования уверяет, что все плюсы и минусы у него подсчитаны:

— Да, путь неблизкий. До работы добираюсь 1 час 40 минут. Теперь о плюсах. Затраты на проезд — 43 рубля, почти оплата за общежитие. Кстати, мне его предлагали. Так как школа небольшая, пошли навстречу и составили расписание так, чтобы я успевал доехать и было 4 рабочих дня. Да, у меня длительные поездки на работу, но живу дома и имею три выходных. Мне кажется, очень по-европейски. 


— Не скучно в сельской школе?

— В бытность студентом я подрабатывал лаборантом в одной из гомельских школ. Вы знаете, работать с классом в 25 человек без опыта очень сложно. Здесь у меня в классе — 10 учеников, а в профильном — 3. Много времени и возможностей для работы. Можно уйти от схемы: не выучил, садись — два, а лично с каждым разобраться, что не понял ребенок. Фактически репетиторство. Такой подход больше дает и учителю, и ученику.

— После двух лет отработки — домой, в большой Гомель?

— Точно нет! Если остаешься здесь на третий год, надбавка молодому специалисту сохраняется. Потом можно категорию получить. В маленьких школах у учителя больше возможностей для творчества и саморазвития. 


Процент закрепления молодых специалистов, тех, кто остается трудиться на месте обязательной отработки, на Гомельщине разный. Есть районы, где этот показатель 52 процента, а в некоторых — 92. Больше половины остаются — уже неплохо. Один из важных пунктов закрепления в сельских школах — возможность быстрого карьерного роста. 

В Добрушском районе, например, трудится школьный директор, который шагнул в это кресло прямо из статуса молодого специалиста. Пять лет назад физик Евгений Медведев распределился в Иваковскую школу, а через три года ему поступило выгодное предложение, вспоминает уже директор школы:

— Это было неожиданно, но очень перспективно. За три года работы, да и за пять, стать директором школы в городе невозможно. Поэтому сейчас важно не уронить планку. Я уже купил дом в соседнем агрогородке, там был выгодный вариант. При хорошей работе всегда есть возможность карьерного роста, что и буду воплощать в жизнь. 


В 2019-м в системе образования Гомельщины приступили к работе 843 выпускника педагогических специальностей. Для молодых специалистов предусмотрены бонусы: ежемесячные надбавки к зарплате от 10 до 50 процентов, частичная компенсация затрат на аренду жилья и проезд, оказание материальной помощи. Кстати, 155 учителей получили образование на условиях целевой подготовки. 

Это одно из важнейших направлений, отмечают в главном управления образования Гомельского облисполкома:

— Многие возвращаются в родные школы учить следующие поколения земляков, это важно с точки зрения сохранения традиций и закрепления. Они возвращаются в свой родной мир плюс прививают к нему любовь у тех, кто приехал по распределению из других мест. Стоит говорить не только о целевой подготовке. В сельских школах учителя знают, куда поступают их ученики. Если они идут на педагогические специальности, школы ориентируются на своих выпускников, предлагают им прохождение практики, а после часто и место работы. 


Особенность Гомельской области — это районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому молодым специалистам, приступившим к работе в школах и детсадах в зонах с правом на отселение, полагается единовременная выплата 200 базовых величин (5100 рублей) при заключении контракта на 5 лет, для парней еще и отсрочка от армии на весь период работы.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter