На очередном заседании Конституционной комиссии по подготовке изменений в Основной Закон в центре внимания была глава 4 раздела IV Конституции. Речь в ней идет о статусе Национального собрания, его функциях и полномочиях. Пока преждевременно говорить о том, что именно изменится в этой части, но определенно можно сказать, что по обновленной Конституции роль и ответственность законодательного органа заметно возрастут.
Обмен мнениями на заседании Конституционной комиссии.
Присяга на верность
Это стало ясно уже с первых слов выступления Председателя Конституционного Суда, Председателя Конституционной комиссии Петра Миклашевича, который заявил, что в современных условиях повышается сложность и интенсивность законотворческой деятельности. Принимаемые законы должны адекватно отражать складывающиеся общественные отношения.И кто, как не парламентарии, должны в первую очередь знать интересы, запросы граждан и оперативно откликаться на них. Отсюда одно из самых принципиальных предложений комиссии — ограничить законодательную функцию Президента в пользу Парламента. Петр Миклашевич уточнил:
— В условиях сформированной правовой системы и для более полной реализации Парламентом законодательной функции предлагается исключить из Конституции положения, предусматривающие делегирование Палатой представителей и Советом Республики Президенту законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, а также издание Президентом по своей инициативе либо по предложению Правительства в силу особой необходимости временных декретов, имеющих силу закона.По мнению заместителя председателя Палаты представителей Валерия Мицкевича, практика издания Главой государства временных декретов в период становления молодого суверенного государства доказала свою эффективность и способствовала оперативному решению неотложных задач в сфере безопасности, экономики и соцзащиты:
— Однако в будущем принимаемые Парламентом законы должны быть основой правовой системы государства. Превосходить их по юридической силе должны лишь Конституция и решения республиканских референдумов.
На заседании комиссии Петр Миклашевич озвучил еще одно любопытное предложение: исходя из общепризнанной мировой практики дополнить Конституцию положением о принесении депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики присяги на верность народу с изложением текста присяги.
Статус имеет значение
Предлагается также закрепить в Основном Законе запрет на совмещение должностей депутата Парламента и члена Правительства, поскольку такое положение нарушает принцип разделения властей. Кроме того, внесено предложение исключить право Палаты представителей давать толкование Конституции, закрепив эту функцию за Конституционным Судом.А вот идея некоторых граждан закрепить в Конституции смешанную или пропорциональную избирательную систему не нашла поддержки у членов комиссии.
— Регулирование данного вопроса в Конституции нецелесообразно. Исключив из нее институт отзыва депутатов, мы сможем в дальнейшем определять избирательную систему в рамках Избирательного кодекса без корректировки текста Конституции, — объяснил Валерий Мицкевич.
Не будут изменять и возрастной ценз для кандидатов в депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики. Ряд граждан предлагали установить возрастной ценз в 27, 30 или 35 лет. Сегодня это 21 год. Отдельные предложения касались снижения этой планки до 18 лет и установления предельного возраста для парламентариев в 65—70 лет. Однако члены комиссии полагают, что установление предельного возраста в данном случае будет дискриминационной мерой. А снижение минимального возраста для кандидатов до 18 лет нецелесообразно ввиду, как правило, недостаточной политической зрелости и несформировавшейся, неустойчивой гражданской позиции в этом возрасте.
Подняли в комиссии и вопрос о будущем статусе Всебелорусского народного собрания. Этот орган народовластия предлагается сделать постоянно действующим, с избранием делегатов на пять лет. Следует обсудить и компетенцию Собрания, сказал Валерий Мицкевич:
— Помимо подведения итогов социально-экономического развития, обсуждения программы на очередные пять лет, возможно отнести к полномочиям ВНС определение основных направлений внутренней и внешней политики страны, принятие решений по концептуальным вопросам развития государства и общества.konon@sb.by