Основной боевой танк нашей армии — Т-72Б. Грозное оружие: подвижная высокозащищенная боевая машина с огромной огневой мощью, она одним только своим видом вызывает если не шок, то как минимум трепет. 44-тонная махина в огне не горит и в воде не тонет. В последнем наши корреспонденты убедились лично, наблюдая, как танкисты 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады оттачивают навыки по преодолению водной преграды.
Т-72Б — основной боевой танк нашей армии.
Брызги на броне
Танкисты проводят занятия на инженерном пруду 227-го общевойскового полигона Борисовский. Эти маневры помогают военнослужащим выработать морально-психологическую устойчивость к вождению под водой, попутно личный состав бригады учится правильно подготавливать боевую машину перед погружением.Готовят технику на берегу. Танкисты устанавливают защитные крышки на радиаторы в корме танка, опускают выпускные клапаны на выхлопную систему.
— Чтобы преодолеть брод до 120 сантиметров, танку вообще не требуется никакой подготовки, разве что нужно закрыть люк механика-водителя, однако глубина брода сегодня около 1 метра 80 сантиметров, — уточняет командир 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады гвардии полковник Павел Шебеко.
Специальные противогазы с пиропатроном ИП-5 надежно крепятся поясным и брасовым ремнями.
Конструктивно времени на подготовку Т-72Б для преодоления глубокого брода требуется всего пять минут, для полного погружения — 20 минут. Но сейчас условия не боевые, поэтому есть время тщательно загерметизировать танк специальным средством, обмазать каждый уплотнитель. Т-72Б на исходном положении. Танкисты заняли штатные места, выехали на линию контрольно-технического пункта. Там проверяют готовность машины к преодолению водной преграды, связь.
Основной пуск двигателя — воздухом, прямо в цилиндры, чтобы раскрутить поршни и коленчатый вал. Сердце танка — простой и надежный 12-цилиндровый двигатель на 780 лошадиных сил. Пока ему достаточно воздуха, оно будет биться. Вброд машина идет с закрытыми люками командира и наводчика, по-боевому. Воздух экипажу и двигателю поступает через воздухопитающую трубу, она устанавливается на лючок возле наводчика. Выглядит, как перископ.
Заходит танк в воду на малом ходу, плавно. Дно пруда илистое. Поэтому заход и выход из воды — под правильным углом и с достаточными оборотами, чтобы не сесть на брюхо и не заглохнуть. Танк не полностью уходит под воду, но механик-водитель находится ниже «ватерлинии». Ориентируется по гирополукомпасу и указаниям командира танка и руководителя учебного места. Перед погружением он устанавливает метку на любой удобный ориентир на противоположном берегу. Под водой боевая машина идет по этой метке, не отклоняясь.
Времени на подготовку Т-72Б для преодоления глубокого брода требуется всего пять минут, для полного погружения — 20 минут.
Железная махина с басовым рычанием двигателя неспешно рассекает водную гладь. Танк слегка покачивает. Словно боевой слон переходит на другой берег. По бортам стекает мутная вода, свисает ил. Но танки грязи и воды не боятся. Следующий экипаж уже на исходной. Подали звуковой сигнал, начали движение. Плавающие транспортер, бронированный тягач, водолазы — на подстраховке. На занятиях дежурит эвакуационный взвод.
Руководитель учебного места дает с берега механику-водителю общие указания.
Экипаж машины боевой
Танкисты преодолевают водную преграду, экипированные в специальные противогазы с пиропатроном ИП-5 и индивидуальные аварийно-спасательное средства. ИП-5 надежно крепятся поясным и брасовым ремнями. При затоплении танка воздуха с лихвой хватит на полтора часа. И еще 20 минут даст запасной пиропатрон. В этом навесном оборудовании и с грузом вдобавок танкисты ходили по дну бассейна во время легководолазной подготовки.
— Сперва уровень воды доходит по пояс, затем по грудь — и полное затопление. Три тусклых световых сигнала, открывается люк, на выход.
Максим и Тимофей откровенно признались: поначалу было боязно заходить в воду на глубину. Но потом психологически себя настроили, попривыкли глубоко дышать в противогазе и к прогорклому привкусу от пиропатрона. Да и вместе смелее, экипажем, когда рядом боевые товарищи.
Заход и выход из воды — под правильным углом и с достаточными оборотами, чтобы не сесть на брюхо и не заглохнуть.
ikras@sb.by