Друзья и коллеги вспоминают Игоря Лученка

К нему всегда обращались с надеждой

Ушел в вечность Игорь Лученок. Человек с огромным сердцем и талантом, переложивший на ноты душу Беларуси. 10 дней назад он перенес инсульт. Все это время в соцсетях и непублично друзья и посторонние ему люди делились новостями о состоянии здоровья любимого композитора, всей душой желая скорейшего выздоровления. Медики оказались бессильны, молитвы не помогли. Поздним вечером 12 ноября Игорь Михайлович ушел от нас. Cоболезнование в связи со смертью народного артиста СССР Игоря Лученка его родным, близким и коллегам направил Президент Беларуси Александр Лукашенко.


6 августа он праздновал 80–летие. Кинорежиссер Владимир Орлов презентовал в переполненном зале Республиканского дома молодежи свой новый фильм «Игорь Лученок о песнях, Родине, о друзьях» — свой главный подарок юбиляру. Близкие, коллеги, поклонники дарили ему цветы, песни и много шутили — чувство юмора Игоря Михайловича с годами ничуть не померкло, не притупилось. Через два дня в Музее театрального и музыкального искусства, где открылась выставка «Зачараваны музыкай», посвященная композитору, он снова сел за пианино. Зазвучали мелодии, знакомые каждому, и все собравшиеся дружно принялись подпевать... В последний раз Игорь Лученок появился на публике в конце сентября, на творческом вечере в Белгосфилармонии, устроенном в его честь Национальным академическим народным оркестром имени Жиновича. Принимал поздравления в почетной ложе у сцены и раздавал автографы, подписывая книги о самом себе, с которыми многие пришли на концерт.

— Концерт прошел с большим успехом, планировались новые музыкальные события с участием Игоря Михайловича, — не скрывает художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк. — Всегда думалось, что Лученок с его молодой энергией может еще очень долго жить и творить. Сколько ярких произведений он оставил! Мы знаем его замечательные кантаты, романсы, камерные сочинения. И, конечно же, песни. «Зачарованая», «Мой родны кут», «Алеся», «Майский вальс» и еще очень много других, так созвучных нашим чувствам и всему, что происходило с нами и страной. «Песняры», «Сябры», другие наши коллективы и исполнители очень многим обязаны Лученку, творчество которого можно назвать отдельной эпохой белорусской музыки. Оставаясь неизменным председателем Белорусского союза композиторов в течение почти 40 лет, всю свою жизнь и энергию он тратил на то, чтобы у людей были хорошие, настоящие песни. Скольким музыкантам он помог! В том числе по вопросам, далеким от творчества. Все это знают, к Лученку всегда обращались с надеждой.

Подтверждает это и Ядвига Поплавская. Игорь Лученок был близким другом их творческого и семейного дуэта с Александром Тихановичем:

— Мы с Сашей всегда поражались, как его на все хватает. Как может уживаться создание таких трепетных, лиричных песен, доходящих до самого сердца, и вот эта вся его общественная деятельность. Он был загружен со всех сторон. И при этом все успевал. Решал чужие проблемы с квартирами, врачами, детскими садами, сохраняя способность шутить и творить. Мы дружили семьями, со стороны жены Александры Григорьевны и детей у Игоря Михайловича всегда была мощная поддержка, здесь он был, конечно же, счастливым человеком... Очень тяжело говорить о нем в прошедшем времени. Рано еще его вспоминать. Лученка знают, ценят, любят, как раньше. Он по–прежнему здесь, с нами.


— Пока я жив, Игорь Михайлович будет жить в моем сердце, — говорит о Лученке Владислав Мисевич. — Незадолго до его юбилея мы столкнулись в Национальной библиотеке, и я предложил подвезти его домой. В конце пути Игорь Михайлович хитро подмигнул, как раньше: «Ну что, Змей (прозвище Владислава Мисевича в ансамбле «Песняры». — Прим. ред.), по пивку?» Было приятно отметить, что он все в той же прекрасной моральной форме. Позже, когда я набрал его номер, чтобы поздравить, снова шутил. Это его качество меня всегда восхищало. Чувством юмора они были похожи с Мулявиным. Помню, как мы пригласили Лученка послушать его «Зачарованую» в редакции «Песняров». Спели. Подходим к Игорю, ожидая его реакции, Володя в первых рядах. Лученок смотрит на нас — и не говорит ни слова. Затягивается пауза. И тут Володя первым нарушает молчание: «Что, не понравилось?» Все рухнули от смеха, засмеялся и Игорь, после чего все дружески обнялись. Есть композиторы–тираны, готовые лишить жизни любого, кто покусится на единственную ноту. Лученок был абсолютно не из таких. Доверял авторскому прочтению, таланту. И сразу же прощал «Песнярам» довольно отчаянное внедрение в его музыку. Это было очень значимое содружество, Игорь Лученок и Владимир Мулявин. Два музыканта, один с высочайшим музыкальным образованием, другой вовсе без него. Но оба с колоссальным талантом. Они не были соперниками. Результат их творческой и человеческой дружбы — налицо.

О своем творческом содружестве с Игорем Лученком говорит и Эдуард Ханок:

— Мы были не столько друзьями, сколько в хорошем смысле творческими конкурентами. Подогревали друг друга хорошей творческой злостью и шли вперед, создавая произведения, которые оценил народ. Личные отношения сложились у нас в конце жизни, и также на пользу обоим. Нам было о чем вспомнить, а порой и исповедаться... Конечно, это большая печаль для страны, ушел человек номер один нашего песенного цеха. И большая боль каждого из нас.

Народного артиста СССР Игоря Лученка похоронят на Восточном кладбище в Минске. Гражданская панихида состоится сегодня с 11 до 14 часов в Центральном Доме офицеров.



cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter