Итальянский акцент вируса

Коронавирус докатился до Европы. Стало известно о первых летальных случаях на севере Италии. Учитывая, что это один из экономических локомотивов Европы, тесно связанный с индустриальным сердцем ЕС (Австрия, Германия, Франция, Нидерланды), риск дальнейшего распространения заразы весьма велик. В самой Италии спешно принимаются карантинные меры, закрываются места общего пользования — театры, музеи — и даже был отменен Венецианский карнавал.


Эпидемия уже вносит сумятицу на транспорте. Так, на несколько часов было прервано железнодорожное сообщение между Италией и Австрией после того, как с одного из составов были сняты две пассажирки с подозрением на коронавирус. И хотя заболевание не подтвердилось и железнодорожное сообщение между странами было восстановлено, нельзя исключать, что распространение паники приведет к тому, что европейские государства начнут ужесточать пограничный режим друг с другом.

Коронавирус может стать для Европы еще одним испытанием на прочность, аналогичным миграционному кризису 2015 года, когда наплыв беженцев из Африки и с Ближнего Востока наглядно продемонстрировал, насколько хрупкой и ненадежной является так называемая европейская солидарность. Европейские страны тогда так и не смогли договориться о формировании общей миграционной политики, предпочитая перекладывать проблему на плечи друг друга. Тогда же замаячил и призрак восстановления пограничного режима между европейскими государствами. Проблема во многом решилась сама собой, когда миграционная волна пошла на спад, а также благодаря договоренностям с Турцией, согласившейся разместить фильтрационные лагеря для беженцев на своей территории. Заслуги собственно ЕС здесь были минимальные, кроме того, стало понятно, что в кризисных ситуациях многие европейские страны предпочтут действовать в одиночку, заботясь исключительно о личных интересах без оглядки на других членов Евросоюза.

Эпидемия коронавируса может стать для Европы еще одной проверкой на прочность. Вирус пришел на континент очень вовремя, как раз в тот момент, когда покинувшая ряды ЕС Великобритания объявила об ужесточении миграционного режима. Сегодня Лондон получает дополнительные аргументы в пользу этого шага, поскольку распространение коронавируса по Европе — следствие открытых границ.

Если эпидемия будет расширяться и летальные случаи появятся не только в Италии, но и в других странах, будет нарастать и политический ажиотаж. А значит, зазвучат и требования радикальных политических мер вплоть до восстановления пограничного режима, который должен встать заслоном на пути свободных человеческих потоков, а значит, и вероятных носителей вируса.

Для евроскептиков эпидемия коронавируса становится очередным подарком, наглядно иллюстрирующим негативные стороны европейской интеграции и принципа открытых границ и дающим основания требовать более жесткой и самостоятельной пограничной политики.

Многое будет зависеть от того, насколько затяжной окажется эпидемия. Нельзя исключать, что она затухнет с наступлением теплого времени года, когда активность вирусов идет на спад. Очевидно, что степень опасности, исходящей от коронавируса, изрядно преувеличена благодаря информационной шумихе. Однако сегодня именно ажиотаж, разгоняемый СМИ, является определяющим в формировании общественного мнения. Поэтому, если коронавирус не уйдет из информационной повестки в ближайшие недели, он имеет все шансы стать серьезным политическим фактором в ЕС, способствующим нагнетанию антиевропейских настроений и выдвижению требований по ужесточению пограничного режима между государствами Европы.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter