Белорусский дальнобойщик рассказал, как изменилась его работа из-за пандемии COVID-2019

Итальянские блокпосты и польская перестраховка

Из-за вспышки коронавирусной инфекции многие страны ЕС закрыли границы для иностранцев. Исключение — грузоперевозчики, которые доставляют товары первой необходимости и медикаменты. Белорус Дмитрий Погодин (имя изменено по просьбе собеседника), который работает в польской транспортной фирме, как раз занимается перевозкой продуктов питания и лекарств по всему Евросоюзу, в том числе и в регионы, где сложилась неблагоприятная эпидситуация. Водитель рассказал «СГ», какая сейчас обстановка царит в Европе, что изменилось в его работе и почему некоторые перевозчики становятся банкротами.

— До сих пор смотрю на происходящее с недоумением, не могу поверить, что такое возможно в реальной жизни, а не в кино. Ведь месяц назад в Европе не было никаких следов пандемии: все ходили без масок, не использовали антисептик. Какие-то меры, совсем не драконовские, начали принимать, когда пошел рост количества заразившихся в Италии. Тогда ограничили различные контакты вроде рукопожатий. На загрузках и выгрузках водителей обязали никуда не выходить из кабины. Все документы забирал и приносил человек в защитном костюме. После разместили на крупных магистралях, ведущих в другие государства, специальные блокпосты, где дежурят полицейские и медики. Они просят заполнить анкету, куда вносишь личные данные, и ответить на вопросы о симптомах, а еще измеряют температуру. Причем как при выезде, так и при въезде. Из-за этого на границах образовывались очереди из фур. Однажды колея растянулась на 50 километров. Чтобы водители никуда не расходились, волонтеры раздавали пакеты с продуктами,
— рассказывает Дмитрий.

По остальным странам ЕС, говорит собеседник, никаких особых ограничений в передвижении нет. В Польше чуть по-другому. Да, на границе измерят температуру и потребуют заполнить анкету — Дмитрий работает на польскую фирму. Но поскольку сейчас Польша выполняет роль своеобразной буферной зоны, а ты въехал сюда из другого государства Евросоюза, чтобы выехать обратно, следует отбыть двухнедельный карантин. Правило не касается только перевозчиков товаров первой необходимости.

— В Польше сейчас жесткий карантин, за этим строго следит полиция. Бывает, полицейские подходят к дому, звонят и просят выглянуть в окно. Если тебя нет на месте, то можно получить штраф до 30 тысяч злотых — это чуть больше 7 тысяч долларов. А в некоторых случаях и до возбуждения уголовного дела может дойти. В Германии тоже стараются минимизировать всякого рода скопления людей. Знакомый рассказывал, что они компанией из шести человек хотели пожарить шашлыки, но уже спустя 10 минут приехала полиция и выписала каждому штраф на 100 евро, так как больше двух сейчас собираться нельзя, — добавляет дальнобойщик.

Поменялась и специфика перевозок. Например, раньше режим работы водителя строго контролировался тахографом, который регламентирует время труда и отдыха. Сейчас из-за того, что некоторые грузы нужно доставить к месту назначения как можно быстрее (например, в больнице ждут лекарства или медицинскую одежду), разрешили временно отступать от этих правил.

Если говорить о количестве заказов, то, по словам Дмитрия, у каждой фирмы дела обстоят по-разному:

— У одних так много работы, что они даже ищут себе новых водителей, а у других, напротив, машины простаивают. Есть и те, кто угодил в сложную экономическую ситуацию из-за коронавируса. Во-первых, с введением карантина в Европе остановились крупные предприятия, а значит, уменьшилось количество заказов. Во-вторых, некоторые попали на большие деньги, когда проблемы начались в Италии. Дело в том, что с наступлением эпидемии многие перевозчики отказались туда ехать. Чтобы привлечь транспортные фирмы, итальянцы подняли стоимость фрахта — плату за перевозку. Нашлись компании, которые все-таки решили отправлять свои машины. Они забирали груз и везли его, допустим, через Словению в Венгрию. Во время транзита никаких проблем не возникло, но в конечную страну его не пускали, потому что нужно было отстоять 14 дней в карантине. В итоге срывается срок доставки груза, машина стоит, а день простоя машины примерно 300 евро. Получилось, что те, кто хотел обогатиться на этом, попали на крупные суммы. К слову, на дорогах стало заметно меньше фур.

Конкретно в фирме Дмитрия ситуация пока нормальная, а что будет дальше, не знает никто.

— По каким-то причинам нам перестали давать заказы на перевозку продуктов, поэтому меня с машины-рефрижератора пересадили на обычную фуру. Что буду возить, честно, не знаю. Заказы вроде есть, но мы не успеваем за все браться, так как большая часть автопарка стоит.

Дело вот в чем. Когда коронавирус появился в Европе, многие водители-поляки решили уйти в отпуск или вовсе уволились. Сейчас в основном работают белорусские, российские и украинские дальнобойщики. Работодатели стараются поддерживать их всеми силами. Например, в фирме Дмитрия водителям каждую неделю переводят дополнительные средства на покупку мыла, масок, антисептика и дезинфицирующих средств. На вопрос, собирается ли он возвращаться домой, Дмитрий отвечает так:

— Когда в Европе все это началось, родственники уговаривали вернуться в Беларусь и пересидеть дома. Однако я молодой, к тому же принимаю все меры предосторожности, поэтому не боюсь вируса. Да и если каждый из нас, дальнобойщиков, решит пересидеть эпидемию, кто же тогда будет развозить грузы?

banny@sb.by

Фото предоставлены героем публикации.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter