Как проект «Учитель для Беларуси» изменил жизнь выпускницы филфака БГУ

Искусство вдохновлять

Что заставило выпускницу БГУ сменить городскую прописку на сельскую

Современный учитель — не только профессия, но и образ жизни. Чтобы разжечь интерес ребенка к новым открытиям, одних знаний мало. Для этого самому педагогу нужно быть по‑настоящему вдохновленным человеком, чтобы передать свою страсть другим. В этом уверена Елена Алехно, учитель русского языка и литературы Негорельской средней школы № 1 в поселке Энергетиков Дзержинского района. Сюда выпускницу БГУ привел проект «Учитель для Беларуси», который увлек ее своим идейным посылом раскрыть потенциал школьников из сельской местности.

Счастливый билет

Любовь к русскому языку и литературе передалась нашей героине от мамы, тоже учителя литературы. Уже в пять лет она с интересом слушала стихи Ломоносова. А научилась читать еще раньше и все свободное время посвящала этому занятию. Выбор профессии был очевидным. И все же до пятого курса студентка-заочница филфака БГУ Елена Алехно свои перспективы видела в компьютерной лингвистике. При этом целеустремленная девушка воспитывала дочь Лизу и работала педагогом-организатором в одной из школ Солигорска. В какой-то момент поняла: не может расстаться с детьми, что эта живая связь гораздо ближе лингвистического анализа.

— Моя мама успевала и детей увлекать своим предметом, и хозяйством заниматься: корова, куры — все как у большинства сельчан, — вспоминает детство Елена, семья которой до переезда в Бобруйск жила в деревне Старое Село Глусского района. — Мне вообще с учителями повезло: они, можно сказать, горели на работе. Это тоже меня вдохновило.

И все же надо признать, что сегодня молодежь если и едет в село, то без особого энтузиазма. И учителя — не исключение. Кадровый дефицит, когда предметнику приходится брать на себя большую нагрузку, а то и вовсе вести не по своему профилю уроки, не способствует качеству образования. О том, что уровень подготовки сельских детей ниже, говорят исследования и мой личный опыт общения с коллегами.

Видимо, на этой почве и зацепил меня проект «Учитель для Беларуси». Из 60 добровольцев, которые на него откликнулись со всей страны, было выбрано 12. Затем нас осталось 9 — кто-то по тем или иным причинам не пошел дальше летних испытаний. А я, наоборот, поняла, что попала в нужную струю.

Репортеры, редакторы, колумнисты

Участникам проекта предложили на выбор несколько учреждений образования, в одном из которых им предстояло реализовать свои авторские методики и проекты. Негорельская средняя школа в поселке Энергетиков Дзержинского района была первой, с которой приехала знакомиться Елена, и в другую уже не захотела. И вовсе не потому, что поселок с развитой инфраструктурой и до столицы — рукой подать:

— Я здесь встретила единомышленников. Директор перечислила все проекты, инициативы, рассказала, чем живет школа. Дети здесь интересные и очень разные. Именно такие, с которыми можно вместе развиваться.

Одним из проектов Елены Владимировны стало создание пресс-центра. В прошлом учебном году вышло три номера школьной газеты «Хитрый лис», в этом — творческая команда замахнулась на журнал «Территория ИКС». Название придумали дети, зашифровав в аббревиатуре свою идею. Раскрыть ее обещают во втором номере. Школьная журналистика — разноплановая, дети сами предлагают темы. Глаза педагога загораются, когда она рассказывает о юных репортерах, редакторах, колумнистах:

— Сама была удивлена фантазией ребят, какими мыслями они хотят поделиться, какие вопросы ставят перед героями публикации — директором школы, молодыми специалистами, сверстниками. Один из начинающих корреспондентов написал живой критический материал об ошибках в учебниках.

Появилась еще и альтернативная команда, которая создала свою эксперимент-газету «Мысли вслух». Юнкоры не ограничиваются в жанрах и форматах. Не только добывают информацию и работают с ней, но и макетируют, верстают. В творческом процессе очень важно, что дети учатся выражать свою позицию, говорить о том, что их волнует, искать ответы на самые разные вопросы.

Елена Алехно дает больше чем знания: учит думать, чувствовать, ценить важные вещи и быть собой.

Театр начинается с эмоций

Новых красок в школьную жизнь добавил и театр, за организацию которого с не меньшим энтузиазмом взялась Елена:

— В проект «Через театр» попала тоже благодаря «Учителю для Беларуси», а также инициативе директора школы Татьяны Петровны Кудиной. Российские коллеги, выпускницы программы «Учитель для России», учили, поддерживали, давали ценные советы на протяжении всего учебного года. Спонсоры организовали поездку в Москву, оплатили проживание и мастер-классы в творческой лаборатории «Через театр». Еще в Минске была организована такая же творческая лаборатория с участием российских актеров, режиссеров только уже и для детей.

Свою первую историю для театра ребята, которых заинтересовала идея, придумали сами. Сценарий писали коллективно, дискутировали и вместе принимали решения по развитию сюжета, мотивировали поступки героев. И роли выбирали сами. Дети рассказывают о противостоянии детей-мажоров и школьников из небогатых семей, но с богатым внутренним миром, которые помогли в финале изменить отношение к жизни своих оппонентов.

Спонсоры, которым был представлен спектакль, хоть и без декораций, были впечатлены, как и руководители других школ области, которые приезжали по обмену опытом.

С другой постановкой Лена и ее ребята участвовали в онлайн-марафоне «Через театр», на YouTube ее можно посмотреть. Еще у Елены есть, пусть и немногочисленный, литературный клуб. Книжная страсть такая — на всю жизнь.

В этом году состав театральной команды поменялся. Неизменным осталось желание творить как у детей, так и у наставника. Дефицита идей у Лены не бывает и планов — громадье. И чтобы понять, что этой излучающей позитив девушке все по плечу, достаточно побывать у нее на уроке.

СПРАВКА «СБ»

Проект «Учитель для Беларуси» запустили в 2019 году Минобразования и БПС-Сбербанк с целью обеспечить доступ каждому ребенку Беларуси к качественному школьному образованию. В программу могут попасть специалисты с любым опытом работы, в том числе недавние выпускники. Прошедшие отбор кандидаты направляются на летний интенсив (специальные курсы) с фокусом на профессиональное и личностное развитие, лидерство и проектную работу на новом месте. Полученные знания и навыки они будут применять в одной из предложенных школ в малых городах и поселках, где должны отработать два года. Помимо заработной платы на одну ставку, участникам программы выплачивается ежемесячная стипендия за реализацию с учениками проекта, значимого для местного сообщества. В случае переезда организаторы компенсируют затраты на съем жилья, оказывают техническую и методическую поддержку.

zakharov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter