Наш корреспондент побывал на уроке лучшего учителя года

Игры Лосева

Когда Вадим Лосев получил «Хрустального журавля» как лучший учитель года, всерьез заговорили о его подходе к преподаванию. Географ из гомельской школы № 19 строит образовательный процесс на интеллектуальных играх. Заверяет, что его ученики не зубрят, а методом логического мышления находят ответ. Поучиться, а вернее, поиграть по методике Лосева отправился и наш корреспондент.


Клубок знаний

Сразу перед уроком Вадим Олегович уточняет:

— Только не пишите, что весь урок играем. Мы проходим тему, фиксируем интересные факты, а потом закрепляем материал. И здесь уже интеллектуальные игры вне конкуренции. Ответы сами выскакивают из памяти.

Поехали! В этот раз решили соревноваться в знаниях на изученном материале, а не на новом. Тема — Беларусь. На экране фото объекта и буква, которая с ним ассоциируется. Внимание! Первый нарисованный вопрос! Картинка города. Банка сгущенки. И буква «Г».

Школьники хором кричат: «Рогачев!»

И только корреспондент: «Глубокое!»


Опыт побеждает юношеский задор! Но потом ребята и девчонки набирают обороты, и правильные ответы звучат из разных концов класса: «Театр оперы и балета», «Мирский замок», «Юровичи», «Коложа».

Вадим Лосев каждый ответ подкрепляет интересной историко-географической справкой. После первой игры несколько минут отдыха.

Сидящий рядом Тимофей Коновалов рассказывает, как он стал участником районной олимпиады по географии:

— Можно сказать, что с каждого урока географии мы выносим знания, скрученные в клубок. Потом, когда надо, потянешь за ниточку и получишь в памяти много фактов и историй. Это очень помогает.


Методика преподавания Лосева построена на человеческом любопытстве и азарте. Втягивая учеников в такие игры, педагог вызывает интерес к предмету:

— Скажу сразу: нельзя через игру стать отличником. Обретение любых знаний — кропотливый труд. Тот, кто читает, учит, старается, будет лучшим. Лентяи — везде в аутсайдерах. А игра придумана, чтобы заинтересовать любого, даже самого отстающего ученика. Если у ребенка начинает что-то получаться, он расправляет крылья. У него появляется желание читать, учить, побеждать, быть самым умным.



И снова играем! Теперь в «Верю — не верю». Верите ли вы, что пигмеи — самые низкорослые люди на Земле? Да. Верите, что по населению Египет больше Нигерии? Нет. Девятиклассники почти на все вопросы отвечают правильно. Если ошибаются, то с улыбкой.
Когда человек не ошибается, он не учится, не развивается.

Без страха

— Мы, взрослые, ошибаясь, часто этого даже не признаем, — рассуждает Лосев. — Ребенок же находится в системе оценок. Поэтому цена его ошибки высока. Если мы пугаем ученика оценкой, то подавляем инициативу. Игровая форма части урока позволяет ошибаться без наказания и даже отыгрывать проигрыш на других вопросах. Все эти игры, квизы, квесты фактически готовят учеников к системе тестирования — у них уже нет страха перед оценочными тестами. Разум, свободный от страха, может творить.



Снова пару минут передышки. Самая активная участница урока Анастасия Крысова рассказывает, почему на географии не балуются:

— Думаю, шум, баловство, болтовня на уроке — это когда детям неинтересно. Например, учительница дала читать скучный параграф, а сама вышла. А когда урок затягивает, то в нем участвуют все. Эти игры — лишь способ запоминания информации, но способ прикольный.

Звенит звонок. Конец урока. На 90 процентов вопросов наш корреспондент знал ответы — не зря учил географию в школьные годы.

Для современных учеников и домашнее задание учитель дает современное: надо по новой теме набрать максимальное количество баллов на его страничке в Instagram. Похожие вопросы будут на оценочном тесте.


Учитель тоже должен учиться

Ученики разошлись, и у Вадима Лосева появились свободные минуты — еще несколько вопросов, прежде чем попрощаться.

— Вам не кажется, что идея интеллектуальных игр на уроках пока сыровата?

— Я не говорю обо всем уроке. Игра должна быть бонусом. Дети все равно воспринимают игру как отдых, а этот отдых еще и полезный. Добавлю, что у меня было много сомнений по поводу моих методов, но именно конкурс «Учитель года» их развеял. Я услышал мнения коллег со всей страны, их положительную оценку, схожесть взглядов. Теперь твердо знаю, как развиваться дальше.


  — Но участвовать в конкурсе «Учитель года» вы больше не сможете.

— Да, по регламенту нельзя, но это и хорошо: в Беларуси много достойных учителей. Например, при подготовке к конкурсу мне очень помогали мои коллеги — преподаватель химии Наталья Челпанова и учитель английского языка Марина Бавшина. Теперь моя очередь им помогать. Будем готовить новых учителей года из Гомеля.

Хочу отметить, что я увидел содействие своим идеям на всех уровнях. Государство в нашей стране всесторонне поддерживает учителей, особенно активных в своей профессии.


— Ваши подходы могут стать методичкой для других предметов?

— Мне поступило предложение написать научную работу, ее материалы можно будет использовать для основы методического пособия. Мои подходы можно применять для любого предмета, в любой школе. Более того, считаю очень эффективным проводить факультативные занятия в игровой форме.

 — Чему бы вы хотели научиться как учитель?

— С большим интересом исследую методики и образовательные системы разных стран. Ведь везде есть наработки, которые можно внедрить в нашу реальность. Сегодня много пишут о финской системе образования. Очень хочется ее изучить вживую. Поехать в эту страну — эта моя ближайшая мечта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руслан Смирнов, начальник главного управления образования Гомельского облисполкома:

— Победитель конкурса «Учитель года» Вадим Лосев активно использует игровые методы преподавания географии, так как сам увлечен интеллектуальными играми. Он старается создать на уроке свободную, но контролируемую атмосферу: дает проблематику, вопрос, наблюдает, как дети эту задачу решают, координирует их действия. Такой подход является инновационным, и мы будем транслировать данный опыт в рамках повышения квалификации преподавателей. Планируем проводить мастер-классы (с привлечением учителя года) по использованию игровых приемов на уроках и факультативных занятиях.

 galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter