Председатель Госстандарта Виктор Назаренко — о правилах конкуренции, защите рынка и технологиях качества

ГОСТы в доме

Как выиграть в мировой конкуренции? Сделать продукцию более качественной и востребованной? Как защитить свой рынок от проникновения опасных и сомнительных товаров? Почему у нас в стране некоторые директора не очень любят использовать стандарты в повседневной жизни? И чем грозит нашим производителям переход на новую версию ИСО-9001? Об этих насущных, актуальных и непростых проблемах рассказал председатель Государственного комитета по стандартизации Виктор Назаренко.

Виктор НАЗАРЕНКО.
Фото БЕЛТА

Кто сегодня на коне


— Виктор Владимирович, некогда наша продукция котировалась, славилась надежностью, расходилась по всему Советскому Союзу. Знали ее и в дальнем зарубежье. Сегодня некоторые предприятия сколько ни стараются, никак не могут выйти на приличный конкурентный уровень и теряют рынки сбыта. Что же произошло? 

— Не соглашусь с вами, наши товары имеют признание и сегодня. Просто у каждого предприятия свой путь развития и свой пласт проблем. Но, на мой взгляд, существует и общая недоработка: многие не могут приспособиться к новым реалиям жизни и требованиям рынка. 

Позволю сделать небольшое отступление. Многие с ностальгией вспоминают знаменитое качество советских товаров. Они могли проигрывать импортным по дизайну, функциональности, другим параметрам, но были востребованы на нашем общем рынке. Да, это был результат советской системы стандартизации. В советские ГОСТы закладывались все параметры, которым должна была соответствовать продукция: начиная от ее безопасности и заканчивая качественными характеристиками. Они также включали такие требования к испытаниям и контролю качества. Причем стандарты эти были обязательны к выполнению в полном объеме. 

На первый взгляд, замечательный подход. Но в этой системе было немало и минусов. Она оказалась неповоротливой в конкурентной среде, инертной к инновациям и требовала колоссальных затрат государства на поддержание такого механизма. В новейшей истории постсоветские страны пошли по пути международной практики: государство контролирует безопасность продукции — разрабатывает и вводит обязательные требования, например, в виде техрегламентов, соответствующую законодательную базу и контролирует выполнение этих требований. А вот непосредственно качество, а здесь нужно понимать и потребительские характеристики товара, стало заботой производителя. Если подтверждаешь безопасность продукции — получаешь доступ на рынок, а дальше — конкурируй. Если у товара низкие потребительские свойства, да и с ценой проблемы — он будет неконкурентоспособен. Но эта сфера ушла из-под эгиды государства и стала полностью уделом конкретных компаний. Некоторые предприятия смогли перестроиться под новые реалии, работать над качеством и создавать конкурентоспособную продукцию: «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», «Мілавiца», «Конте Спа», БМЗ, «Атлант», «Полимир», «АДАНИ»… 

— Вы перечислили наших заслуженных экспортеров… 

— Совершенно верно. Эти производители сильны не только в технологиях производства, но и обладают современными испытательными комплексами, компетентным персоналом, эффективной системой менеджмента, которая идет в ногу с международными стандартами и подходами. Эти компании участвуют в разработке новых стандартов, зачастую их сами финансируя, а также в обсуждении требований техрегламентов. Они не жалеют сил и времени на участие в этих процессах, понимая, что лучше быть в числе тех, кто устанавливает правила игры на рынке. Именно поэтому они сегодня и на коне. 

Второй пласт производителей бросился в модернизацию, не перестраивая при этом остальные процессы, в первую очередь управленческие. За счет нового технического уровня они могут продвинуться вперед, но нужен и новый подход в системной работе над качеством… Увы, у многих предприятий его пока нет. Поэтому они могут конкурировать с иностранными компаниями, но только при определенных условиях. Как только на рынке появляются нестандартные факторы, у этих производителей несовершенство менеджмента нивелирует преимущество технологий. 

К сожалению, есть еще большой пласт предприятий, работающих по принципу «выпускаем ту продукцию, которая получается». И считают: она не очень хороша, но зато дешевая, соответствует своей цене. При этом стремятся снижать себестоимость не только за счет непроизводительных затрат, но и за счет снижения требований к сырью и комплектующим, отказа от каких-то технологических операций. Затраты сокращаются, но, увы, за счет качества. 

— Но можно ли такой путь назвать совсем бесперспективным?! А как же опыт Юго-Восточной Азии: товары из этого региона продаются по всему миру именно из-за дешевизны. 

— Повторить сейчас успешный азиатский опыт уже невозможно. Слишком большой выбор товара на рынке, да и потребитель пошел грамотный. Объективно же у нас сделать вещь дешевле не получается. Да, получается несколько лучше по качеству, но значительно дороже, чем у конкурентов. В результате даже на наших полках лежит широчайший ассортимент азиатского ширпотреба, и наши производители его пододвинуть не могут. Поэтому эта стратегия для нашей страны однозначно не подходит. Остается только серьезно подходить к качеству, чтобы за свою продукцию выставлять достойную, но конкурентную цену. В отдельных отраслях это сделать получается. 

Правила внешнего торга


— Как потребителю, мне все чаще на нашем рынке встречаются российские товары… 

— Один из основных-то принципов ЕАЭС и есть создание общего рынка товаров. Положительный эффект есть. Но появился и ряд системных проблем. В частности, кратно увеличился поток контрафактной и небезопасной продукции в Беларусь. Этот вопрос требует принципиального решения на уровне союза. В значительной степени такая ситуация связана с формированием на территории ЕАЭС целой сети органов по сертификации, «поставивших на поток» выдачу сертификатов и регистрацию деклараций о соответствии без наличия на то каких-либо оснований. К этому процессу подключилась такая же сеть уполномоченных зарубежными изготовителями лиц, которые иногда представляют интересы десятков компаний! Имея в своем распоряжении стол, компьютер и два стула, они «выступают гарантом» безопасности продукции всех этих изготовителей! 

Накопленные ресурсы позволяют этим структурам решать вопросы в выгодную для себя сторону практически на любом уровне. И механизмы их работы становятся все более изощренными.

Возможно, они пролоббировали свои интересы и в ситуации с непризнанием документов об оценке соответствия других государств ЕАЭС при таможенном оформлении товаров, которая возникла в этом году. По факту получилось, что всех субъектов хозяйствования, и в первую очередь импортеров, принудили работать с органами по сертификации одной страны, что противоречит зконодательству союза.

— Но как защитить своего производителя и потребителя от небезопасных товаров? 

— В нашей сфере в основном используются два механизма защиты рынка. Первый — это оценка соответствия товаров требованиям безопасности. К сожалению, из-за наплыва необоснованно  выданных документов о соответствии доверие к сертификату значительно снизилось. Многие документы наших партнеров стопроцентной гарантии не дают. 

Второй уровень защиты — надзорные мероприятия. В стране действует Указ № 48, в котором прописана ответственность за поставку опасной продукции и необоснованную выдачу документов об оценке соответствия, протоколов испытаний. Он позволяет прекратить или приостановить действие на территории страны незаконно выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Более того, законодательно введена ответственность компаний за несоблюдение заявленных ими потребительских характеристик товара: это позволяет контролировать добросовестность конкуренции по качеству. Если продавец заявил, что у стиральной машины максимальные обороты в режиме стирки 1,5 тысячи или класс энергоэффективности холодильника А++, значит, товар должен соответствовать заявленным параметрам. Ответственность за нарушения достаточно серьезная: штрафы могут достигать в отношении индивидуального предпринимателя до 100 базовых величин, а юридического лица — до 300 базовых величин. Такими мерами удается наводить порядок на потребительском рынке. Ибо ситуация складывалась достаточно тревожная. Приведу немного статистики: в прошлом году мы отменили более 300 документов, выданных сертифицирующими органами наших коллег по ЕАЭС, на 239 наименований потребительских товаров, а также выдали запреты на ввоз 321 наименования небезопасной продукции. В этом году проверили свыше 700 наименований электротехнической продукции, и более 60 процентов из того, что проверили, не должно находиться в торговле по разным причинам. В дальнейшем будем только усиливать заслоны незаконной продукции. Самые проблемные товары — мебель, детские игрушки, электротехника, кабельная продукция, товары легкой промышленности, некоторые продукты питания. 

Стандарты для каждого


— Эффективно выстроенный менеджмент — важнейшее звено в обеспечении востребованного конкретным рынком качества товара? 

— Системный менеджмент объясняет, как построить свою работу так, чтобы достигать поставленных целей. И стандартизация дает целый пласт информации по конкретным инструментам: как планировать затраты, изучать рынок, контролировать себестоимость и качество… Многие процессы подробно описаны: только читай и делай. Почему наши предприятия отстают от лидеров? В том числе из-за того, что их руководители не хотят заниматься выстраиванием у себя на предприятии эффективной системы управления. А ведь сейчас все страны переходят на новую версию стандарта систем менеджмента качества ИСО 9001. В отличие от предыдущей она не является столь расплывчато-философской, а требует от компании, претендующей на соответствие этому стандарту, перехода на новый рыночный уровень управления, приводящий к ощутимым результатам. Например, в короткие сроки предложить рынку инновационную продукцию, расширить географию поставок или снизить себестоимость, не теряя качество продукции. Госстандарт обращает внимание промышленников: в новый стандарт со старыми подходами не впишетесь. А ведь сегодня созданы все условия, чтобы выпускать достойную продукцию: написаны программы, приняты решения на государственном уровне, есть подсказки в виде стандартов. Другой вопрос, как все это выполняется и используется. 

— Возможно, пора вводить стандарты для руководителей? Не соответствуешь — ищи работу полегче. 

— В передовых странах считается нормой: руководитель обязательно должен владеть современными принципами и технологиями менеджмента качества, тогда есть уверенность, что он видит механизм функционирования предприятия и пути достижения его успешности. У нас принято много стандартов в области менеджмента качества. Самая главная проблема — многие их не хотят изучать и внедрять в практику. В прошлом году Правительство поручило Госстандарту разработать комплекс мер по внедрению эффективного системного менеджмента в организациях различных форм собственности. 

В результате появился комплексный документ, предусматривающий мероприятия на уровне страны по созданию условий для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции и, с другой стороны, предлагающий предприятиям конкретные подходы и методики для достижения успеха. По каждому блоку перечислены конкретные подходы, методология, даны ссылки на соответствующие стандарты. Сделали так, чтобы каждый руководитель, формируя у себя в рамках бизнес-плана программу повышения качества, мог взять наш документ за основу, чтобы не упустить никаких деталей. Получилась настольная книга для высших менеджеров по качеству. Прошло полгода после утверждения этого документа. 

В четвертом квартале прошлого года собрали отчеты из министерств и исполкомов. Одни отписки: конкретные шаги по реализации на местах практически не встречаются. Поэтому роль руководителя в создании эффективной системы менеджмента и успеха предприятия, бесспорно, является определяющей. Хотя, надо отметить, весьма хорошо работа построена в отдельных концернах. Например, на предприятиях нефтехимии. Там работают системно и увязывают техническое перевооружение и модернизацию с разработкой новых конкурентоспособных продуктов, подготовкой персонала, отработкой новых рынков сбыта, проведением сертификации новых видов продукции, применением современных систем менеджмента. Многому можно поучиться у наших мощных экспортеров, таких как Белорусский металлургический завод и другие. В ближайшее время Госстандарт будет обострять вопрос по внедрению эффективного системного менеджмента. Ведь как получается на многих предприятиях: пишут программу по снижению дефектности. И «успешно» ее не выполняют из года в год. И не разбираются, почему нет результата. А руководители зачастую заняты разными другими текущими проблемами: модернизацией, наращиванием объемов производства… А к качеству относятся по остаточному принципу. Но при таком подходе у предприятия нет будущего. Качество — это не самоцель, а путь к достижению конкурентоспособности и успеха. 

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter