Гордость за Беларусь. Строительно-промышленный комплекс

Начало в 1020303540455155606570758084899398103109, 114118123127132137142147152157168172,183.

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.

Фото  БЕЛТА

Строительно-промышленный комплекс

Строительно-промышленный комплекс нередко в истории нашей страны становился драйвером экономического роста. Сегодня, когда пандемия коронавируса негативно сказывается на экономике многих государств, наша строительная отрасль может вновь отличиться.


Этот пример хорошо показывает тенденцию. Во время всеобщей пандемии мы не остановили предприятия и строительство, и, как результат, в 2020 году уже введены в эксплуатацию учреждения общего среднего образования на 3930 ученических мест, 14 учреждений дошкольного образования на 2545 мест. А до конца года планируется ввести в строй еще 13 садиков и яслей на 2434 места.


Много это или мало? Получается, построено столько детских учреждений, что посадить за новые парты и направить в современные детские сады с бассейнами можно все население такого областного центра, как Гродно, если в школах некоторые ребята будут заниматься во вторую смену.

В этой статистике не учтен очень важный момент — объемы реновации учреждений образования по стране, а они существенны. Например, только в структуре расходов бюджета города Бреста за I полугодие 2020 года расходы на образование занимают 43,89 процента, на здравоохранение — 34,95 процента. 

Фото  БЕЛТА

Мы уже воспринимаем как должное, когда гости страны говорят о качестве наших дорог, которые не только приобрели европейское качество — их протяженность в Беларуси с 1990-х выросла вдвое. Для сравнения: общий километраж сети дорог в Швейцарии — 71 200 км, это в расчете на одного жителя — 8,8 м. В Беларуси — 9,2 м, в Германии — 7,9 м, в Японии — 9,5 м.

Белорусские специалисты принимают активное участие и в реконструкции дорог за пределами страны. Так, с 2017 года наши дорожно-строительные тресты, входящие в холдинг «Белавтодор», выполняли ремонт и строительство десятков участков дорог международного, национального и местного значения по всей Украине, которые там не могли привести в порядок десятки лет.


Заметьте, это данные без участка 3-й линии Минского метрополитена, ввод которой планируется в ближайшее время. Но даже без нее протяженность нашего метро уже выросла более чем в 3,3 раза!

Сейчас мы по праву гордимся строительством второй кольцевой дороги М-14 вокруг Минска длиной 160 км. Ее отдельные участки построены по немецкой и американской, а также по технологии «мытого» бетона. Гордимся мы и возведением второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск — высшей эксплуатационной категории 4F, длиной 3,7 км и шириной 60 м, позволяющей принимать воздушные суда всех типов без ограничения.

Мы подзабыли, какие жаркие дебаты и обвинения от оппозиции возникали вокруг модернизации первой Минской кольцевой дороги в начале 2000-х.

Фото  БЕЛТА


Сейчас она, став широкой и скоростной магистралью М-9, воспринимается как должное. А ведь без нее город бы «задохнулся».

Основой строительно-промышленного комплекса являются не только транспортное, промышленное, жилищно-коммунальное, сельскохозяйственное, социально-культурное строительство и проектно-изыскательские работы. Это еще и промышленность стройматериалов. На примере производства цемента (он вместе с бетоном второй после воды наиболее употребляемый ресурс на Земле) мы видим, что цементная промышленность имеет ключевое значение для экономического развития страны.


Белорусская цементная отрасль представлена тремя крупными производителями: ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер», все они подчиняются Минстройархитектуры Беларуси.

В 2012—2013 годах были выполнены крупномасштабные проекты по их модернизации при участии китайского кредитного финансирования и с привлечением фирмы CITIC. Сейчас мы экспортируем «хлеба строительства» — цемента — значительно больше, чем вообще выпускали в 1995 году. И даже имеем производственные возможности для увеличения такого экспорта.


Зачастую экспортные возможности, представленные в динамике, более красноречиво говорят об уровне развития отрасли производства строительных материалов.


Причем краски и лаки экспортировались из Беларуси вне стран СНГ почти в 130 раз больше, чем в страны СНГ! Это к вопросу о качестве.

В конце декабря 1996-го были изготовлены первые метры полированного стекла. А сейчас мы экспортируем только его около 30 млн квадратных метров. Налажено и производство закаленного строительного стекла. Сегодня ОАО «Гомельстекло» — единственный в Беларуси производитель листового стекла: мощное, оснащенное по последнему слову техники современное предприятие, обеспечивающее не только всю потребность страны в стекле для строительства и реконструкции.

ФОТО ИВАНА ЯРИВАНОВИЧА.

Безопасное закаленное стекло ОАО «Гомельстекло» устанавливается на все виды транспортных средств, производимых в Беларуси, стеклоизделия для мебели, полку-стекло его производства используют все основные производители корпусной мебели Беларуси — экспортные поставки говорят сами за себя. Декоративное закаленное стекло используется в производстве газовых и электрических плит, холодильников и иного оборудования.


Доля экспорта строительных услуг в структуре экспорта услуг Беларуси в 2018 году составила 9,4 процента. Этот сектор строительной деятельности за последние почти два десятка лет динамично развивался за счет активного поиска нашими предприятиями заказов за рубежом.

За эти годы наши специалисты и организации показали высокое качество выполнения работ по всему миру: в Украине, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Польше, Словакии, Венесуэле (промышленные и сельхозпредприятия, ТЭЦ и жилмассивы различного формата со всей необходимой инфраструктурой), России и многих других странах.

ФОТО АНДРЕЯ САЗОНОВА.

На внешние рынки вышел и флагман белорусского панельного домостроения — ОАО «МАПИД». В Калуге крупнейший застройщик Беларуси работал над микрорайоном Малиновка. А микрорайон Витебский квартал (ДСК из Витебска) стал уголком новой европейской эстетики на окраине Смоленска.

В Москве в престижном районе около Кутузовского проспекта сдан в эксплуатацию крупный многофункциональный гостинично-деловой комплекс «Парк Победы», спроектированный известным отечественным архитектором Борисом Школьниковым. 


Белорусские специалисты даже руководили возрождением Ярославского нефтеперерабатывающего завода имени Д. И. Менделеева — старейшего завода России среди действующих, основанного в 1879 году. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter