От инвестиционного фонда до систем дорожного контроля - что предлагает "Великий камень" белорусской экономике

Генераторы новых идей

Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» — имиджевый мегапроект двух стран. Благодаря ему крупные инвесторы из многих государств уже могут удобно работать с рынками Европы и Азии. Но резиденты парка все чаще обращают внимание на белорусский рынок. Именно здесь они готовы стимулировать развитие высокотехнологичных стартапов, а также внедрять технологии завтрашнего дня.

Китайско-Белорусский инновационный центр коммерциализации научно-технических достижений обещает стать Меккой для высокотехнологичных стартапов

Индустриальный парк «Великий камень» собрал десятки крупных инвесторов из многих стран. Здесь они создают высокотехнологичные производства, чтобы без барьеров поставлять продукцию на рынки Европы и Азии. Несмотря на экспортную ориентированность, многие инвесторы заинтересованы в белорусском рынке и уже сегодня предлагают проекты, которые способны изменить целые отрасли. Кроме того, китайские партнеры планируют искать и взращивать высокотехнологичные стартапы, инвестируя в них средства совместного китайско-белорусского инвестиционного фонда. Обо всем этом подробнее в материале «Р». 

Центр для стартапов

В «Великом камне» планируют не только притягивать инвесторов с их высокими технологиями, но и стимулировать у нас развитие научно-технологических проектов. Речь идет о поддержке небольших компаний с перспективными идеями. Для этих целей принято решение создать Китайско-Белорусский инновационный центр коммерциализации научно-технических достижений. Заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Сюй Баоминь заметил: в конце года при технической помощи Китая будет завершено строительство и введено в эксплуатацию здание центра:


— Перед нами стоит задача привлечения малых и средних научно-исследовательских и инновационных проектов с перспективой индустриализации. Проще говоря, высокотехнологичных стартапов, которым нужны финансовая поддержка и место для работы. Все это мы им собираемся предоставить на базе центра. Но тем, кого выберем, предстоит доказать, что их идеи способны работать на рынке.

Для отбора таких проектов в индустриальном парке создали программу «Искра». Она пре­дусматривает оказание всяческой поддержки на этапе формирования, при необходимости — привлечение ресурсов китайских разработчиков. А также возможность заявить о себе на международных рынках с целью демонстрации и поставок продукции. 

— Чтобы искать и привлекать проекты, в этом году мы создали отдел управления научно-техническими инновациями, где занимаются поиском идей в Беларуси. В будущем мы планируем привлекать и иные проекты, например из Китая, ближнего зарубежья. 

При отборе в приоритете будут прикладные направления — чьи исследовательские результаты можно превратить в производство, востребованное на рынке. В свою очередь, говоря о кооперации местных разработчиков с китайскими технологиями, Сюй Баоминь обратил внимание на тот факт, что представители академий наук Китая и Беларуси уже ведут переговоры, чтобы создать совместную лабораторию по исследованиям в сфере оптики на территории центра после его ввода в эксплуатацию. 

— Кроме того, Китайская академия наук серьезно заинтересована в сотрудничестве с НАН Беларуси в сфере лазерных технологий. В вашем распоряжении есть разработка, которая крайне интересна и востребована на нашем рынке. Сейчас мы рассматриваем ее коммерческие перспективы и возможности финансирования. Если все сложится удачно, то разработка и реализация продукции будут проходить на территории нашего будущего центра. 

Всем отобранным проектам предоставят рабочее место, а также проконсультируют, как сделать, чтобы разработка смогла приносить деньги. Сюй Баоминь уверен: для разработчиков на начальном этапе это очень важно, ведь проекты и стартапы часто занимаются только исследованиями, у них нет понятия, как развивать бизнес, как превратить свою идею в производство.

Умная система управления дорожного движения в городе состоит из множества элементов.

Главное — идеи, а средства найдутся

В развитии стартапов ключевая роль остается за наличием источников финансирования. Для этого в парке будет действовать инвестиционный фонд. Сюй Баоминь пояснил, что сумма вложений в один проект не должна превышать 500 000 долларов: трехлетний кредитный период со ставкой 8 процентов, по истечении трехлетнего срока есть право на конвертацию в акции. 

— Но при особых условиях проект может быть профинансирован на большую сумму, если он действительно особенный. Мы можем увеличить изначальную сумму и индивидуально обсудить возможности финансирования. Хороший проект может оцениваться по перспективе спроса на разработку в будущем. 

Деньги стартап получит не сразу. После отбора команде разработчиков предложат рабочее место, где позволят безвозмездно в течение полугода работать над проектом. После этого в случае, если команда представит жизнеспособную идею с возможностью ее коммерциализации, она получает финансирование. Для оказания помощи программе «Искра» в индустриальном парке создан фонд в 20 миллионов долларов.

Умная система управления дорожного движения в городе состоит из множества элементов.

— Также заключены меморандумы с пятью финансовыми организациями, среди которых Китайско-Белорусский промышленный фонд (с заявленной суммой инвестиций в 0,58 миллиарда долларов), Китайско-Евразийский фонд экономического сотрудничества, российский фонд Davinci Capital. Со стороны Беларуси — Белорусский инновационный фонд и банк БелВЭБ. Все они будут поддерживать малый и средний бизнес. В период работы программы «Искра» средства фонда значительно прирастут. Деньги не будут проблемой. Проблема найти качественные проекты. 

Вместе с тем, чтобы программа «Искра» смогла функционировать в полную силу, нужно решить ряд вопросов, связанных с законодательством. Так, например, в нашей стране еще не прижился механизм применения венчурного инвестирования. Плюс отсутствует возможность работать с фондовым рынком, как это происходит на Китайской фондовой бирже.

— Сейчас это большой вопрос. Чтобы исправить ситуацию, мы инициировали изменения в Указ № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». В конце прошлого года мы сделали предложение по его совершенствованию. Подписан указ в 2017-м. Сейчас парк продолжает расти, и перед нами появляются новые вызовы. Для функционирования программы «Искра» нашу работу нужно сделать более автономной.



В перспективе изменения в указ позволят полноценно работать механизму венчурного инвестирования. Официально программа начнет работу 12 мая 2020 года. Произойдет это во время дня рождения «Великого камня». 

Автономность движения

Среди резидентов парка есть и компания, которая намерена предоставить новые технологические решения для нашей страны. Генеральный директор ООО «Лэс-Интернэшнл (МСК) информационные технологии» Бу Цин рассказал, что организация, которую он возглавляет, является дочерней компанией 28-го института китайской электронно-технологической корпорации — крупного китайского производителя электронных и информационных систем и оборудования. Профиль ее очень широкий: от оборонной промышленности до анализа большого объема данных в разных сферах экономики. В нашей стране «Лэс-Интернэшнл» будет разрабатывать систему контроля движения транспорта.


— Мы ведем подготовительные работы, чтобы разрабатывать в Беларуси систему, способную контролировать ситуацию на дороге. Например, в Минске светофоры работают по установленному интервалу. Мы можем сделать их работу автономной за счет системы, которая будет принимать решения в зависимости от многих факторов. 

Для этого установленные детекторы и радары будут отслеживать ситуацию на дорогах. Часть этих устройств в скором времени станет внедряться в «Великом камне». Например, камеры, которые смогут сопровождать сразу до шести полос движения, детекторы в дорожном покрытии. 

— Сейчас на одном из перекрестков Минска мы тестируем эту систему. Там применяется все наше передовое оборудование и программное обеспечение. Разработка такой системы будет хорошим решением для Минска, ведь это мегаполис, здесь возникают проблемы с движением. 

Вкупе все оборудование, которое способна установить компания, а это камеры, отслеживающие ситуацию на дорогах, датчики скорости на разных участках, системы контроля светофоров, будет передавать информацию в дата-центр. Здесь система с искусственным интеллектом сможет анализировать ситуацию по многим факторам и решать, как обеспечить оптимальное дорожное движение.


— Аналогичные системы работают в Китае, где огромный трафик на дорогах. У вас ситуация попроще. Мы планируем собрать в следующем году экспериментальный дата-центр, чтобы провести испытания работы системы. Разработать ее в городе крайне тяжело. Конечный результат мы продемонстрируем заказчику.

Локализация разработок резидента парка в нашей стране будет также высокой. Для этого китайская компания будет искать белорусских партнеров. Бу Цин не скрывает, что есть направления, в которых белорусские компании не отстают от китайских, и это станет хорошим поводом для кооперации. Также китайские партнеры будут обучать белорусских специалистов. 

При этом мой собеседник также заметил, что 28-й институт китайской электронно-технологической корпорации может предложить и сотрудничество в сфере создания умного города. В будущем возможна кооперация и в этом направлении. Кроме того, резидент «Великого камня» планирует наладить поставку систем и оборудования по управлению полетами в Россию. Сейчас ведутся соответствующие переговоры. 

— Российский рынок имеет хороший спрос на нашу технологию. Судите сами, в России множество аэропортов, и далеко не все из них обновили свою систему контроля до автоматического уровня. Это одно из наших направлений работы. В будущем такая система может быть востребована и в Беларуси. Точек кооперации сегодня достаточно — перспектива есть. Важно продолжать работать на благо наших стран.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter