Пенсионер из Поречья уже 30 лет собирает коллекцию мотоциклов и мопедов из советского прошлого

Гараж памяти

Распахнулись двери просторного ангара, в нос ударил запах бензина. Здесь ютятся (без одного) три десятка мотоциклов и мопедов. Мощные «Уралы», компактные «Явы», грациозные венгерские Pannonia и олдскульные мотороллеры под одной крышей. Их вот уже 30 лет собирает пенсионер из Поречья Генрик Дзитко. Корреспондент «Р» познакомился поближе с коллекцией ныне редкой техники.

Генрик Дзитко учился на автотракторном факультете политехнического института в Минске, с техникой общается на одном языке.

 Герой былых времен

Старожил коллекции — Иж-49. 1953 года выпуска. Не на ходу, но заводится. Бензин для мотоциклов тех лет нужно разбавлять с моторным маслом, поэтому у Ижа-49 с внутренней стороны крышки бака приделан мерный стаканчик. Старой гвардии есть чем крыть — у мотоцикла, которому без малого 70 лет, ручное переключение передач. Такая функция нынче редкость: ей могут похвастаться разве что дорогие модели мотоциклов.

Старожил коллекции — Иж-49.

 Байкер старой школы

Большая часть коллекции не на ходу.

— Содержать все мотоциклы в рабочем состоянии ни времени, ни денег не хватит, — тяжело вздыхает Генрик Дзитко. — Аккумуляторы должны постоянно быть заряженными, залит бензин, иначе ржавеет бак. Ржавчина попадает в топливную систему.

Поэтому венгры на свои Pannonia и чехословаки на «Яву» ставили алюминиевые баки, которые не ржавеют. У Pannonia даже коляска сделана из алюминия, с красивыми хромированными накладками исключительно для красоты. Коляска элегантного дизайна, внутри обшита красной кожей, в ней удобно сидеть человеку даже высокого роста. Что тут говорить, у Pannonia даже задний габарит произведение искусства, изящной формы. А стрелка спидометра ведет отсчет в обратную сторону. В советских же мотоциклах на первом месте практичность. Зато в неказистой коляске мощного «Урала» можно перевезти пять мешков картошки.

Коляска Pannonia элегантного дизайна, внутри обшита красной кожей. В ней удобно сидеть человеку даже высокого роста.

Стрелка спидометра Pannonia ведет отсчет в обратную сторону.

Рядом с мотоциклами — советские мотороллеры: «Турист» 1970 года выпуска, грузовой «Муравей», на котором развозили продукты в детские сады или использовали для перевозки небольших грузов на заводах.

Рядом с мотоциклами — советские мотороллеры «Турист» 1970 года выпуска и грузовой «Муравей».

Лишь некоторые обитатели гаража изредка выезжают из ворот. Например, М-1036. На нем Генрик Адамович ездит за грибами. Мой собеседник — байкер со стажем. Покорял на «Яве» километры дорог, когда слова «байкер» еще в нашем лексиконе не было. Говорили тогда «мототурист». Ехал первым в колонне как самый опытный.

Лишь некоторые обитатели гаража изредка выезжают из ворот.

— Дорабатывали свои мотоциклы, — Генрик Адамович учился на автотракторном факультете политехнического института в Минске, общается на одном языке с техникой. — Ставили дуги, щитки, чтобы ветер не дул в лицо и ноги.

Генрик Дзитко вывел из гаража под лучи солнца любимую «Яву-350». Этот скоростной и компактный мотоцикл горячо любили советские парни. Красивый, сделан с любовью к ездоку. Например, у него есть такая приятная деталь, как механический указатель передачи. Сейчас же эта информация выводится практически на всех приборных панелях современных мотоциклов.

Генрик Дзитко вывел из гаража под лучи солнца любимую «Яву-350».

Чтобы завести старый мотоцикл, нужен чуткий подход. Подкачать уровень топлива, заводить с лапки, а не электрическим стартером. Иной раз мотоцикл не поддается. Капризный характер, как у девушки.

— Главное — искра есть, — смеется мотоколлекционер.

Классика не меркнет

Собирать советские мотоциклы не так и просто, с запчастями на модели того времени туго. Техника старая, заводы не производят запчасти. Генрик Дзитко хочет собрать полные линейки разных моделей советских мотоциклов. Например, сегодня коллекция Ижей почти укомплектована, не хватает буквально пару моделей. Например, «Иж-Планета-Спорт» — это очень редкая птица позднего советского периода.

Посмотреть на необычные мотоциклы к Генрику Дзитко приезжают экскурсии со всей страны. Среди гостей много байкеров, но даже немногие из них видели Pannonia воочию. Коллекция — живая история советских мотоциклов. Классика, которая, увы, стремительно уходит в прошлое.

Коллекция — живая история советских мотоциклов.













ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter