Формула-1. Гран-при 70-летия. Макс Ферстаппен обгоняет «Мерседес»

Британский автодром Сильверстоун уже второе воскресенье подряд преподносит интригующие сюрпризы, способные увлечь даже самых нейтральных болельщиков мирового автоспорта. Без технических проблем у лидера чемпионата команды «Мерседес», без аварий и выездов машины безопасности, и даже без вносящего непредсказуемость в гонки дождя сегодня пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен сумел одержать красивую победу. Причем, ему это удалось сделать даже после старта с 4-го места.  

Последний раз голландец поднимался на верхнюю ступеньку подиума еще в прошлом году на автодроме Интерлагос в Бразилии. И снова Макс сумел продемонстрировать зрелое пилотирование, бойцовский характер и бесспорное мастерство. Сегодняшнюю победу эксперты уже успели отнести к числу самых ярких в биографии Ферстаппена из 9, которые он сумел одержать в течение чуть более 5 лет карьеры в Формуле-1. Не удивительно, что телезрители за явным большинством голосов присудили победителю звание Гонщика дня. Он его заслужил. 

Благодаря этому неожиданному успеху лидер команды «Ред Булл» сумел выйти на второе место в личном зачете и напомнить лидеру чемпионата о своих амбициях по поводу чемпионского титула. Разумеется, будь в распоряжении у Макса такой же быстрый, как у Льюиса Хэмилтона болид, претензии на титул у голландца были бы более, чем реальными. Но в нашем случае ему остается пока уповать лишь на гоночную Фортуну, да редкие технические сбои, которые порой случаются даже у «Мерседес». 

А что же Вальттерри Боттас? Он стартовал с поула, и, захватив затем лидерство в гонке, не сумел таки довести дело до победного конца, даже не совершая видимых ошибок. Одним лишь выбором не очень удачной тактики вряд ли можно объяснить то, что помимо победителя непосредственно на трассе финскому пилоту пришлось еще уступить и своему напарнику. В итоге 3-е место гонке и  такое же в чемпионате с отставанием от Люьиса уже на 34 очка. 

А ведь мотивации именно на эту гонку у вице-чемпиона было хоть отбавляй. Накануне гонки команда «Мерседес» заявила официально о подписании контракта с Боттасом на следующий сезон. Казалось бы, гоняйся теперь в свое удовольствие безо всякого прессинга. Но нет, оказывается не только напарник Вальттерри по-прежнему выступает сильнее на одинаково быстрой с ним машине, но и соперник на более медленном болиде сумел обойти в честной борьбе на трассе финского обладателя поула. При розливе шампанского на подиуме Боттас едва сдерживал свое огромное разочарование итогами гонки. 

Тактика, удача и мастерство

Если бы понадобилось описать причины сегодняшней победы Макса Ферстаппена, то именно эти аргументы были бы во главе угла. Единственный, кто в лидирующей 10-ке гонщиков решил отправиться в гонку со старта на жестких шинах, это был Ферстаппен. Жаркая погода, горячий асфальт и скоростная трасса выставили особые требования к шинам. И болиды «Ред Булл», как оказалось, лучше «дружили» со своими покрышками в отличие от «Мерседес». Вдобавок к этому и гоночный темп машины голландца при прочих равных условиях был временами даже повыше, чем у лидеров чемпионата. Именно в такие моменты Ферстаппен и творил чудеса. Сначала голландец не отстал далеко от пилотов «немецкой конюшни» со старта, а затем, когда те уехали за новыми комплектами покрышек на свой ранний пит-стоп, он еще и показал более высокий темп на своем болиде. А ведь на быстром круге в квалификации, напомним, его «Ред Булл» уступил времени поула почти секунду.  

Наблюдая, как деградируют шины на машинах соперников, Макс с радостью для себя отмечал, что сегодня – это его день. Даже на последних километрах дистанции, когда Льюис сумел на свежих шинах обойти напарника и попытаться погнаться за лидером, Ферстаппену не составило труда ехать с той же скоростью, опередив на финише преследователей больше, чем на 9 секунд.

Не удивительно, что руководство «Ред Булл», заявлявшее в начале этого сезона о том, что они мечтают видеть своего подопечного самым юным чемпионом мира, сегодня после победного подиума воспрянуло духом. Кристиан Хорнер прямо заявил Тото Вольфу, что если на следующем Гран-при в Испании будет также жарко и сухо, то они рассчитывают повторить свой успех с Максом.   

В целом, действительно, Ферстаппен продемонстрировал сегодня зрелое мастерство. Его обгоны «Рэйсинг Поинт» Нико Хюлькенберга на старте и  «Мерседес» Вальттерри Боттаса по ходу гонки были аккуратными, без того юношеского лихачества на грани «фола», к которому мы, увы , уже привыкли за то время, пока Макс взрослел на глазах у всего пелотона. Сегодня это уже зрелый и серьезный боец, который при наличии у него сравнимого по скорости с лидерами болида способен выдавать результат на 120% от того, что способна показывать машина в обычных условиях. 

Если уж на домашней трассе «Мерседес» в Сильверстоуне Макс сумел сегодня одержать первую для себя здесь победу, то, по всей видимости, у нас еще будут примеры интересных гонок в этом сезоне. И ближайшей из них может оказаться та, что пройдет в следующий уикенд в Барселоне.

Элбон хорош, но еще молод 

Если смотреть чисто на статистику гонки, то после старта с 9-й позиции финишировать 5-м - можно  было бы считать успехом. Однако для Александра Элбона это слабое утешение. На ту же статистику можно посмотреть и под другим углом. Проиграв на быстром квалификационном круге в субботу своему напарнику Максу Ферстаппену пол-секунды, после 52 кругов дистанции на автодроме в Сильверстоуне на финише гонки тайский пилот уступил своему голландскому коллеге уже почти 40 секунд. И это при одинаковом числе пит-стопов. Простая арифметика показывает, что Элбон в гонке проигрывал в темпе напарнику почти 0.75 сек на каждом круге.

И это на одинаковых машинах. Да, не обошлось без ошибки Алекса в пилотировании, когда он вылетел с трассы и чудом был способен продолжить гонку. Да, в середине пелотона труднее сохранять высокий темп в плотном окружении соперников, чем лидируя в гонке. Но в любом случае уровень пилотов нынешнего состава команды «Ред Булл» явно диссонирует. Только заменить пока Элбона некем. Пьер Гасли, квалифицировался 7-м. И даже пообещал журналистам, что будет «локтями расталкивать соперников» в гонке, только бы сохранить до финиша эту высокую позицию. Увы, на финише француз был позади своего напарника по «Аьфа Таури» Даниила Квята, стартовавшего 16-м. Россиянин, проведя уверенную гонку, сумел таки заработать одно очко, благодаря тактике, схожей с той, которую выбрал для себя Ферстаппен.

В общем, кадровая проблема «Ред Булл» налицо, и пока что Максу приходится в одиночку атаковать позиции «Мерседес», поскольку его напарник, в лучшем случае, борется лишь за попадание в 6-ку сильнейших. 

«Феррари» - развод по-итальянски?

Пока Себастьян Фетель по радио из своего кокпита высказывал претензии командному мостику итальянской скудерии за то, что его выпустили после пит-стопа в трафик, и машина по-прежнему не хочет быстро ехать, его напарник, можно сказать, творил чудеса. 

Шарль Леклер, хотя и уступил на старте две позиции, тщетно сражаясь с такими же как сам «голодными до побед, молодыми волками», затем сумел найти решение своей проблемы. Тщательно сберегая шины, монегаск сумел проехать гонку всего с 1 (!) пит-стопом, и даже какое-то время претендовал на место на подиуме.  Лишь за 5 кругов до финиша Льюис Хэмильтон на новом компекте шин сумел все же обойти пилота “Феррари”. 

Итоговое 4-е место Шарль посчитал для себя сродни победе, учитывая, что до сих пор скудерия все никак не может заставить ехать свои машины.

Феттель же скромно приехал под клетчатый флаг 12-м, позади Пьера Гасли на “Альфа Таури”. Куда уж хуже для 4-кратного чемпиона, да еще и за рулем болида “Феррари”.

Чем больше отрывается Леклер в личном зачете (уже 45 очков против 10) от прошлогоднего лидера итальянской скудерии, тем яснее становится решение Маттиа Бинотто о непродлении контракта с Феттелем на следующий сезон. Похоже, развод его с командой не только обозначился, но уже и наступил. Так сказать, развод “по-итальянски”, то есть вроде бы еще вместе, но уже без любви. 

Создается даже впечатление, что Себастьян готовится “хлопнуть дверью” еще до окончания сезона, ссылаясь на плохую форму болида “Феррари” в этом году. Очевидно, подобный пункт прописан в  его нынешнем контракте. Вот только успехи Шарля Леклера на фоне провальных выступлений немецкого чемпиона несколько мешают созданию нужного образа “страдальца”.

К тому же, например, в сегодняшней гонке, Феттель в очередной раз допустил ошибку на стартовом круге, не удержав болид на траектории. Из-за этого он откатился из середины пелотона в самый его конец. Тут уж обвинять машину явно не получится. Скорее всего подтверждаются наши наблюдния по поводу того, что Себастьяну всегда трудно удавались гонки, если приходилось бороться в середине, а не лидировать на самом быстром болиде от старта до финиша. Там ему в чемпионскую пору “Ред Булл”, как известно, не было равных.  

Нико Хюлькенберг – и снова мимо подиума

Стоя на старте на 3-й позиции и глядя в спину обладателю поула Вальттерри Боттасу, немецкий пилот “Рэйсинг Поинт”, вышедший на замену заболевшего вирусом Серхио Переса, наверняка строил большие планы. Имея в распоряжении вторую по скорости машину в пелотоне, опередив в квалификации Макса Ферстаена на “Ред Булл”, Нико волне мог рассчитывать на упешное выступление. И главное, подиум, такой заветный и недосягаемый. Пора бы уже и покончить со званием обладателя антирекорда – 181 гонка без подиумного шампанского.

Но старт удался не лучшим образом. Голландец, несмотря на более жесткие шины на своей машине, а значит, фактически более медленные, сумел в красивой манере обойти Нико еще в первой связке поворотов. И таким образом дальнейшая борьба для Хюлькенберга была лишь на грани 4-го места, которое благодаря  тактике с одним пит-стопом сумел отобрать у него Шарль Леклер. 

Уже под самый конец гонки, преследуя монегаска, и будучи в роли ведущего для своего юного напарника Лэнса Стролла, немецкий пилот почувствовал излишнюю вибрацию на своих шинах. Во всяком случае, так официально заявили потом в команде “Рэйсинг Поинт”. Была ли по этому поводу какая-то договоренность с Нико или нет, в точности мне это не известно. Но я не исключаю, что в случае невозможности попасть на подиум, Хюлькенбергу могли заранее оговорить вариант, когда он пропускал бы вперед сына хозяина команды, то есть Стролла-младшего. Ведь Нико пришел на замену лишь на 2 гонки, а Лэнсу лишние пару очков в копилку личного зачета не повредили бы. 

За 7 кругов до финиша команда позвала Хюлькенберга на дополнительный 3-й пит-стоп, и в результате этого Лэнс вышел на 5-е место. Только вот удержать его под атаками Александра Элбона, раскатившегося к концу гонки на удивительно быстром сегодня “Ред Булл”, канадец не смог. На предпоследнем круге тайский пилот объехал гонщика “Рэйсинг Поинт”, финишировав 5-м. 

В целом гонку Нико провел на довольно приличном уровне, учитыая, что не имея контракта на этот сезон, он фактически не готовился, и его физическая форма была не на высоте. Только вот есть ли у него надежда вернуться еще раз в этом сезоне в кокпит какого-нибудь болида? И тем более получить контракт на будущий год – это под большим сомнением.  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter