Литва: ренессанс фашизма на волне миграции

Фашизм на волне миграции

Новый виток европейского кризиса, связанного с беженцами, грозит стать не только гуманитарным, но и цивилизационным вызовом для ЕС

В сентябре 2020 года Еврокомиссия представила «Пакт по миграции и предоставлению убежища». Прогресса в его реализации нет по сей день: Юг Евросоюза настаивает на перераспределении вновь прибывших по всему ЕС, Север опасается, что слишком много их хлынет к нему, а Восток не приемлет миграцию вообще. Впрочем, именно Восток — а точнее, наша соседка Литва — спровоцировал, похоже, новый грандиозный виток миграционного кризиса в ЕС. И явственно показал всему миру, чего стоят пресловутые европейские ценности. Которые, как оказалось, не стоят абсолютно ничего — да и вряд ли существуют в принципе.

О политической импотенции и цинизме

В своих бедах от нашествия мигрантов Литва, как известно, обвинила Беларусь. Пока Вильнюс не додумался увязать это с ненавистной ему БелАЭС — ну да лиха беда начало. В любом случае на литовско-белорусской границе началось возведение забора, а в литовской прессе принялись городить огород о «белорусской угрозе» и «бизнесе на мигрантах».

Подобные ложные обвинения нашей страны в организованной контрабанде людей через границу с Литвой — яркий пример политического поклепа и пустых измышлений, заявил на этой неделе председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных:

— Эти заявления свидетельствуют о феноменальной некомпетентности и явной политической импотенции их авторов. Еще раз подчеркиваю бесперспективность кампании лжи и дезинформации в отношении нашей страны.

Комментируя замечание журналистов о бесчеловечном отношении к беженцам в Литве, парламентарий напомнил:

— Существуют простые общечеловеческие стандарты. Как минимум с людьми нужно обращаться достойно. Действия литовских пограничников и представителей правоохранительных органов говорят о том, что они не только не усвоили общеевропейские ценности — вполне возможно, что эти общеевропейские ценности никогда и не были реальностью. Они (литовские правоохранители. — Авт.) достаточно цинично и грубо просто-напросто пытают и мучают людей. И отправляют их обратно в Беларусь.

Заявление же Литвы о том, что задержанным мигрантам она не будет предоставлять статус беженца, Андрей Савиных прокомментировал так:

— Мы сталкиваемся с ситуацией правового беспредела. Литва не хочет нести ответственность, которую взял на себя весь Европейский союз. И пытается каким-либо образом дистанцироваться от международных обязательств.

Пытки за попытку

К сожалению, «пытают и мучают» — отнюдь не преувеличение. 18 и 19 июля белорусскими пограничниками были задержаны три группы иракских мигрантов — 26 человек, в том числе 13 женщин и шестеро детей. Они сообщили нашим пограничникам, что ранее находились в лагере для содержания беженцев в Литве, где постоянно подвергались допросам и истязаниям со стороны администрации лагеря и пограничников. Во время допроса мигрантов не кормили и не давали пить, при этом настойчиво пытались получить информацию о причастности белорусских правоохранителей к нелегальной переправе беженцев в Литву. Иракцев также били телескопическими дубинками.

Позже мигрантов вывезли на границу и выдворили на территорию Беларуси, угрожая применением силы и оружия. Натравливали служебную собаку на детей. У беженцев собрали паспорта, деньги и телефоны. В ответ на просьбу одного беженца сделать телефонный звонок он получил дубинкой по голове. Изъятые же документы литовские пограничники порвали и выбросили.

Среди избитых была беременная женщина, которую срочно доставили в Ошмянскую ЦРБ для осмотра и оказания необходимой помощи. Медики выявили у нее сильное переутомление и истощение. И вот важный момент: из гуманистических соображений, а также необходимости прохождения лечения и реабилитации пострадавшие иностранцы в Беларуси к ответственности не привлекались.

Фото Рейтер

О правах человека забыли

А вот привлечь к ответственности Литву — хотя бы к моральной — было бы очень неплохо. По крайней мере, потому, что внутриполитическая ситуация в стране все более напоминает фашистский режим, уже существовавший в Литве в довоенный период. К этому все идет и в XXI веке. На прошлой неделе литовский сейм принял поправки к закону о правовом положении иностранцев. И тем самым выбросил в мусорную корзину права человека мигрантов, заявил советник президента Повилас Мачюлис:

— Мигранты оставлены без каких-либо прав, у них нет даже апелляционной возможности по этому закону.

При этом глава МВД Литвы Агне Билотайте убеждена, что принятые поправки защищают интересы государственной и национальной безопасности страны. Да и ЕС в целом:

— Экстремальная ситуация из-за массового наплыва незаконных мигрантов ставит Литву перед серьезными вызовами. Наше государство охраняет внешнюю границу ЕС, поэтому мы вынуждены предпринимать безотлагательные действия на национальном уровне.

Однако это не спасет ни Литву, ни Европу. Скорее наоборот: бесчеловечные методы по отношению к мигрантам могут повлечь рост активности радикальных элементов уже внутри Евросоюза. Африканские и мусульманские бунты могут пройти не только на территории Литвы, но и в ряде европейских столиц, где проживают крупные диаспоры. Вот на что обратил внимание Андрей Савиных:

— Миграционный кризис в Европе начался как минимум два или три года назад. В настоящее время десятки тысяч людей пересекают Средиземное море, движутся через Турцию в Грецию и далее в страны Западной Европы. Этот поток огромен. Он — результат того, что Запад коллективными усилиями, по сути, разрушил Сирию, Афганистан, Ирак. Сейчас это выливается в гуманитарный кризис глобального масштаба.

Европейское фарисейство

В конце июня брюссельское бюро Еuronews сообщило, что мигранты, нелегально живущие и работающие в Бельгии, начали массовую голодовку. По меньшей мере 250 таких лиц без официальных документов укрылись в церкви в центре Брюсселя, еще более 200 — в других местах бельгийской столицы. Они требуют коллективного предоставления им постоянного вида на жительства и права на работу.

Голодающие мигранты в основном приехали из Северной Африки, а также из Пакистана. По некоторым данным, таковых около 150 тысяч. Не имея документов, все они не могут получить доступ к медобслуживанию, финансовым и прочим услугам. По их словам, они трудятся в Бельгии долгие годы и даже десятилетия.

— Ситуация почти катастрофическая, — говорит бельгийский медик-волонтер Сесиль Ванхойверцвейн. — Некоторым нашим пациентам все хуже и хуже. Мы видели проблемы с сердцем, почками, психикой. А также несколько попыток самоубийства.

Между тем официальная позиция Брюсселя поистине иезуитская. Федеральный министр иммиграции, чей отец сам перебрался в Бельгию из Ирака, заявил, что «такого рода шантажом» от него не удастся добиться немедленной групповой регистрации мигрантов. В этом плане от Брюсселя не отстает и Вильнюс. В чем в чем, а в бесчеловечности Литва целиком разделяет позицию Евросоюза. А вот не отображает ли такая позиция истинное отношение ЕС к мигрантам — большой вопрос.

Молчание — золото?

Литве по существу сказать нечего. Вильнюс официально никак не отреагировал на инцидент с иракскими беженцами, сообщил БЕЛТА официальный представитель Государственного пограничного комитета Антон Бычковский:

— Официальной реакции от литовских коллег по поводу инцидента с переходом белорусской границы иракскими мигрантами 18 июля не поступало. В целом взаимодействие с Литвой по данным вопросам сложно назвать конструктивным.

Тело мальчика на пляже

Несколько лет назад мир потрясла фотография: тело мальчика-мигранта, семья которого не добралась до греческих островов, лежало на песке турецкого пляжа. Этот ребенок стал символом мигрантского кризиса, когда тысячи людей гибнут на пути в Европу. И ЕС в то же время на это спокойно смотрит. 

По некоторым оценкам, за последние шесть лет в море погибли 17 тысяч мигрантов. Большинство смертей произошло в центральном Средиземноморье: погибшие отправлялись на север с берегов Туниса и Ливии.

В 2019 году Евросоюз приостановил патрулирование Средиземноморья спасательными лодками. Это решение было принято после того, как некоторые страны ЕС предположили, что подобные меры могут подстегивать нелегальную миграцию. Италия и Мальта за последние годы неоднократно пытались предотвратить вход кораблей с мигрантами, в том числе спасенными из моря, в свои порты.


Криминальный бизнес через границы

Незаконный провоз мигрантов на территорию ЕС превратился в международный бизнес, оборот которого составляет до 6 млрд долларов в год, говорится в докладе Европола. Там же отмечается, что около 90 % мигрантов, которые прибывают в Европу, в какой-то момент своего пути пользуются услугами участников этой преступной сети. Ежегодно в Европу проникает около миллиона нелегалов. Большинство из них за эти «туруслуги» платит от 3,2 до 6,5 тысячи долларов. Чаще всего деньги выплачиваются уже после того, как человек приехал в Европу, или отрабатываются по пути.


При этом эксперты ожидают роста числа клиентов подобных кримсетей, так как многие страны вводят ограничения на въезд мигрантов. Обойти эти запреты и помогают преступные структуры. Они занимаются не только нелегальным провозом через границы, но и подделывают документы. Их деятельность приводит к росту коррупции. Кроме того, обычно нелегальный перевоз мигрантов сопровождается и другими преступлениями, например контрабандой наркотиков. Пока, отмечают эксперты, сеть подобных группировок не особенно сильна. Такие организации находятся примерно в 100 странах мира — сюда входят и европейские государства. Каждая группировка контролирует свой участок маршрута.

В Европоле также попытались определить маршруты нелегальной миграции. Сейчас они зависят в основном от пограничного контроля, погодных условий и других факторов. Маршрут через западную часть Средиземноморья пролегает через Испанию и Португалию — им нелегальные перевозчики пользуются в течение более чем 10 лет. Чаще всего по этому пути едут выходцы из Алжира, Марокко или Гвинеи.

Ливийцы, как отмечает bbc.com, проникают в Европу в основном через Италию. Так же едут мигранты из других африканских стран. 

В Европоле обрисовали схемы так: Южноевропейский маршрут (через Грецию или Болгарию), Восточный маршрут (через страны Балтии), Северный маршрут (через Норвегию или Финляндию). 

Организуют эти криминальные сети не только коренные европейцы, но и иммигранты, чаще всего это выходцы из тех же стран, что и их клиенты. Иногда они владеют каким-то небольшим бизнесом в центрах нелегальных маршрутов, например ресторанами или арендой автомобилей. Через эти предприятия они отмывают деньги. В странах ЕС, куда прибывают «тайные путешественники», как правило, есть кримструктуры, которые и организовывают весь этот незаконный маршрут и подкупают госслужащих для последующей легализации «незваных гостей». 

МНЕНИЯ

Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности:

— Наша страна является членом конвенции о беженцах, участвует во многих международных соглашениях, не нарушая их норм. Мы очень много делали для Европы по укреплению границы и ее защите от незаконной миграции. В какой-то период европейцы это в целом положительно оценивали. Они понимали, что белорусы честно сделают свою работу. В настоящее время они прекратили реализацию ряда проектов, ввели санкции. Почему мы должны больше беспокоиться о них, чем они беспокоятся о себе? Литве выгодна политизация миграционной проблематики, чтобы получить дополнительные дивиденды и финансирование. Пока те цифры, которые озвучивают они, и те цифры, которые есть у белорусской стороны, не говорят о миграционном кризисе, коллапсе и так далее. Это политизация, стремление сохранить белорусскую тему в их повестке. Я хочу подчеркнуть, что наша пограничная служба работает очень профессионально. За половину нынешнего года наши пограничники задержали почти в пять раз больше незаконных мигрантов, чем за 2020 год.

Александр Шпаковский, политический аналитик:

— Литва самостоятельно спровоцировала этот миграционный кризис, потому что до настоящего момента Беларусь обеспечивала, по сути дела, миграционную безопасность Европейского союза. У нас действовали соответствующие договоры с ЕС в области приграничного сотрудничества. Они были взаимовыгодными. Но хватило всего лишь нескольких дней, чтобы ЕС, в том числе усилиями Литвы, вышел из этих договоров с Беларусью. В результате количество мигрантов в Литве приблизилось к двум тысячам и в стране был введен режим чрезвычайной ситуации. И мы видим, что вместо того, чтобы пытаться в правовом поле регулировать эти вопросы, создавать условия для размещения беженцев, принимать программу об интеграции беженцев в свое общество, устанавливать их личности, обеспечивать базовые права человека — все то, за что на словах так ратует и Брюссель, и Литва, — они начали просто откровенно над людьми издеваться. И если эта информация подтвердится с заключением судебно-медицинских экспертов и показаниями самих беженцев, которых под угрозой физической расправы вернули в Беларусь, — речь идет о совершении военных преступлений.

osipov@sb.by 

Недовольство нарастает

В литовском городе Игналина нелегальные мигранты устроили бунт. Об этом сообщил мэр Игналинского района Юстас Расикас, передает Delfi.

В местном лагере находятся 50 нелегалов. Расикас рассказал, что они выдвигают все больше требований к литовским властям. «Наши мигранты отказались от еды. Требовали вернуть им мобильные телефоны. Нарастает недовольство, скажем так», — объяснил он. Мэр заявил, что местные власти начали возвращать нелегалам мобильные телефоны, а также обязались выделить больше территории для их прогулок.

При этом он обратил внимание на проблему с обеспечением мигрантов едой. По его словам, если правительство продолжит выплачивать по 5,85 евро с НДС на питание каждого человека, то найти поставщиков услуг будет нереально.

Ранее белорусские СМИ опубликовали видеозапись со стрельбой на границе Литвы и Беларуси. Литовские пограничники открыли огонь по нелегальным мигрантам из стран Ближнего Востока.

Источник: lenta.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter