Мировые цены на сельхозпродукцию не прекращают расти. Что будет с теми странами, которые не справятся с продовольственными проблемами?

Еда как роскошь

Цены на продовольствие и сельхозпродукцию во всем мире поднимаются. И останавливаться, судя по всему, не собираются… На прошлой неделе Александр Лукашенко в ходе совещания о ситуации в сфере АПК также высказался на эту тему, отметив, что созданный в сельском хозяйстве потенциал позволил нам обеспечить рост производства основных видов продукции. К слову, в прошлом году доля продукции АПК в объеме странового экспорта стала самой высокой за последнюю пятилетку — 20 процентов. Так что Беларусь не только себя кормит, но и другим подставляет плечо. При этом мировые прогнозы выглядят пока довольно пессимистично: по оценке экспертов, те страны, которые не смогут преодолеть последствия пандемии и решить продовольственный вопрос, рискуют столкнуться с серьезными проблемами. И это будут не только выросшие цены на продукты. 

Индексы пошли вверх 

Среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (90 товаров) в марте увеличилось почти на 25 процентов в годовом выражении, достигнув самого высокого значения с июня 2014 года. Прежде всего на это повлиял существенный рост индексов цен на растительные масла, мясо и молочную продукцию. Способствует этому также сокращение предложения со стороны стран Латинской Америки и растущий спрос на продовольствие со стороны Китая. По некоторым оценкам, к концу 2021-го цены на продукцию АПК поднимутся еще на 14 процентов. Дело в том, что часть стран просто не имеет подходящих земель для сельхозработ, поэтому импортирует продовольствие из аграрных стран. Опасаясь дефицита продуктов питания, многие развитые государства увеличили резервы стратегических запасов — в мире начался ажиотажный спрос на базовые продукты (от зерна и масел до мяса и круп). Повышенная потребность вызвала рост цен на продукты питания во всем мире, отмечают аналитики. 
В марте в Беларуси больше всего подорожали морковь (+8,1% к февралю), картофель (+5,9 %) и вафли (+5,1%), а в лидере продуктов, которые ощутимо подешевели, — свежие огурцы (-34,5%), виноград (-7,2%), рыбные консервы (-3,3%).
А значение индекса Bloomberg Agri-culture Spot Index, в который входят цены на основные продовольственные товары, демонстрирует увеличение на 76 пунктов. И это рекорд за последние десять лет. 
Эксперты Deutsche Bank констатируют: такие факты имеют прямую историческую связь с периодами социальной нестабильности. В частности, аналогичный резкий рост мировых продовольственных цен имел место в 2010—2011 годах — накануне «арабской весны». И таких примеров истории было немало, поэтому финансисты не исключают, что нынешняя волна удорожания продуктов питания тоже может вызвать массовые беспорядки в различных регионах мира. 
Bloomberg, кстати, предупреждает: в ближайшее время мировые цены на продукты будут подниматься еще быстрее. 

Меры реагирования 

В Беларуси, напомним, действует постановление Совета Министров № 100, которое предусматривает жесткие меры регулирования цен на социально значимые товары первой необходимости. При этом в ­МАРТ также фиксируют рекордный рост мировых цен на продовольствие, признаваясь, что в начале года наше министерство прогнозировало менее существенный рост. 

— С 2014 года таких темпов роста цен не было. К тому же во время пандемии есть определенные ограничения в движении внешних транспортных потоков. Это очень сильно бьет по ценовой ситуации не только в нашей стране. Потому мы были вынуждены реагировать. Но для нас важно решить еще одну задачу — обеспечить наличие на полках социально значимых товаров, особенно импортируемых. Например, по подсолнечному маслу мы приняли решение разрешить рост цен в пределах 15 процентов, чтобы не остаться без этого товара. Сейчас у нас нет проблем с запасами по этой позиции, — подчеркнул заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун в ходе заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ. 
Кстати, сейчас в Правительстве обсуждается возможная отмена постановления № 100 и переход к более либеральным мерам. Вопрос рассматривается — планируется, что будут найдены более компромиссные механизмы. При этом в ­МАРТ обращают внимание: к значительному росту цен отмена документа не должна привести. 
— Мы будем пристально смотреть за торговлей, чтобы не было злоупотреблений. Будем либо работать в точечном режиме, либо будет переходный этап: поменяем жесткое регулирование на более либеральное, например, по торговым надбавкам, — уточнил Андрей Картун.

♦ За январь—март 2021 года экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания вырос на 5,3 процента, за рубеж поставлено товаров на сумму около 1,5 млрд долл. США.

♦ Белорусское продовольствие в январе—марте поставлялось в 88 стран мира (за тот же период 2020 года — в 83 страны).


Ульяна БУШУЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter