Портфель заказов расписан до июля: как работает в нынешних условиях «Белкоммунмаш»

Движемся по экспортному маршруту

Коронавирус продолжает оказывать влияние на экономику: за четыре месяца с начала года, по данным Белстата, ВВП страны в текущих ценах составил 41,1 млрд рублей, по отношению к апрелю 2019-го он снизился на 1,3 процента. Несмотря на это, в Минэкономики уверены: по итогам года ухода в пике не будет. COVID-19 уже, можно сказать, не оказал заметного влияния на ряд отраслей — в их числе сельское хозяйство, связь, строительство. Несмотря на то что объем промпроизводства в целом снизился на 3,8 процента, прирост отмечен в деревообрабатывающей и бумажной промышленности, фармацевтике, а еще в производстве продуктов питания, транспортных средств и оборудования. На предприятии «Белкоммунмаш» уверены: работа конвейера в текущей ситуации во многом зависит от принятых мер по обеспечению безопасного труда своих сотрудников. Холдинг сегодня продолжает в полном объеме выполнять заказы, из которых более 90 процентов уходит на экспорт.

Текущая загрузка «Белкоммунмаша» позволяет организовывать дополнительные рабочие смены.

Предприятие работает

Яркие белые огни сварки, гул монтажных работ и запах свежей акриловой краски. В цехах «Белкоммунмаша» полным ходом идет работа. Здесь создают троллейбусы. Сваренные корпуса, как конструктор, обрастают приборными панелями и элементами салона. Такое чувство, что сюда коронавирус даже и не пытался пробраться. Однако на контрасте с общим индустриальным фоном, который свойственен для любого машиностроительного предприятия, то тут, то там виднеются люди, как будто вырванные из другой среды — медицинской. Белые маски, к которым, казалось бы, за время COVID-19 мы уже привыкли в магазинах, общественных местах и в транспорте, здесь выглядят не совсем обычно. Но ничего не поделаешь — на предприятии еще в конце марта ввели масочный режим, чтобы не допустить распространения вируса. Также на входе в каждый цех расположены стойки с антисептиком — необходимые в нынешнее время атрибуты охраны труда.

Дмитрий ПАРКОВ.

Первый заместитель генерального директора по производству Дмитрий Парков рассказывает, что на предприятии сегодня хорошая загрузка:

— На конвейере находится сразу несколько проектов. Основной — сочлененные восемнадцатиметровые троллейбусы для Санкт-Петербурга. Также выполняем контракт для Житомира — 49 троллейбусов, для Днепра — 12 троллейбусов с автономным ходом, для Мариуполя — 30 классических и 15 троллейбусов с автономным ходом. Для отправки в Кременчуг готовим 8 троллейбусов с автономным ходом. Собираем еще электробусы для Батуми — 8 единиц. В июне и июле еще добавится заказ для Душанбе — троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Все наши проекты сейчас на этапе сборки и отгрузки. Также делаем трамвайные вагоны для нашего совместного предприятия, расположенного в Новосибирске.

Загрузка предприятия такова, что рабочие смены организуют и по выходным. Обычной пятидневной рабочей недели уже недостаточно, поэтому появляются смены в субботу. В целом же, несмотря на все нюансы, которые добавил к работе коронакризис, за первый квартал предприятием произведено продукции на сумму 27,5 млн рублей.

На входе в цех обязательный контроль температуры сотрудников.

— Причем экспорт составил около 93 процентов в общем объеме заказов — мы отгрузили техники на 12 млн долларов. Что касается плана по экспорту, то он за первый квартал выполнен на 126 процентов по отношению к предыдущему году. Второй квартал ожидаем еще более успешным в части отгрузок на внешние рынки. Рассчитываем, что работа в таком формате у нас будет поддерживаться до конца года.

Если сравнивать текущие результаты с прошлым годом, то это более 98 процентов выполненных заказов по отношению к аналогичному периоду. В данном случае потерянный процент для предприятия — погрешность, которая диктуется внешней конъюнктурой и курсовыми колебаниями. Кстати, а как складывается география экспорта? Российский рынок составляет в экспортном портфеле около 10 процентов, рынок Украины — 70 процентов, 20 процентов — другие страны.

На «Белкоммунмаше» работают сразу над несколькими экспортными проектами.

В интересах сотрудников

Дмитрий Парков убежден: такую динамику удалось сохранить благодаря вовремя принятым мерам по обеспечению безопасности сотрудников:

— Сейчас на нашем производстве люди носят маски, есть стойки с антисептиком, присутствует необходимая информация на стендах, на проходной специалист осуществляет замер температуры. Мы проводим контроль состояния здоровья перед каждой сменой у всех занятых в производстве. Также постоянно проводятся дезинфекционные мероприятия: влажная уборка с применением дезсредств, обработка дверных ручек и других поверхностей общего пользования. Выдаются дезинфекционные средства и самим работникам. В производственных и административных помещениях расположено 14 дозаторов с антисептиком для обработки рук. Регулярно выдаем защитные маски, защитные щитки и другие необходимые аксессуары. У нас постоянно около 2000—3000 масок находится в здравпункте. По необходимости сотрудники могут получить их в нужном количестве.

COVID-19 практически не повлиял на работу предприятия благодаря вовремя принятым мерам.

На предприятии созданы оптимальные условия, позволяющие вовремя закупать все необходимое. Ежемесячно на закупку средств дезинфекции и защиты здесь тратят от 8000—10 000 рублей. Кроме того, в ближайшей перспективе всем сотрудникам, особенно задействованным в производстве, будут ежедневно выдавать защитные одноразовые костюмы. 

— Сейчас мы занимаемся поиском подрядчиков, способных обеспечить нужный объем. В данный момент у нас в такой защите работают сотрудники цеха покраски. 

Компоненты — точно в срок

«Белкоммунмаш» — одно из предприятий, в продукции которого доля импортного звена 50—60 процентов. Вместе с тем, несмотря на ситуацию, связанную с закрытием границ из-за пандемии COVID-19, сегодня здесь получают всю необходимую номенклатуру изделий. Конвейер не останавливался ни на минуту.

Российский рынок составляет в экспортном портфеле около 10 процентов, рынок Украины — 70 процентов, 20 процентов — другие страны.

— Стоит отметить, что на начальном этапе были проблемы с комплектующими, — поясняет Дмитрий Парков. — В основном это коснулось приборов, которые привозят к нам из Китая. Но сегодня мы получаем всю продукцию без задержек. Предоплата с нашей стороны поступила заранее. 

В Китае предприятие закупает электронные компоненты, сцепки для сочленения машин. Поставщики, которые поставляют предприятию комплектующие, тоже работают с китайскими предприятиями, например обеспечивают системами видеонаблюдения. Но в целом можно констатировать: логистические цепочки надолго не прерывались.


— Наши партнеры и в России, и в Украине частично находятся в карантине, что несет с собой ряд вопросов, которые приходится решать. Но в целом грузы успешно перемещаются, и мы скорректировали свою работу исходя из текущей ситуации, — объяснил первый заместитель генерального директора по производству. 

Притормозили, но надежду не теряют

В начале года стало известно, что белорусский производитель планирует заняться поставкой электробусов в Великобританию. По дорогам Ноттингема уже курсируют электробусы, и британцы решили протестировать белорусский электробус на улицах города — побратима Минска. Однако тогда никто не помышлял о том, что придется бороться с коронавирусом. Дмитрий Парков раскрыл некоторые детали о состоянии этого проекта в данный момент:

— На территории Великобритании сейчас находится наш праворульный электробус. В данный момент он получает все разрешительные документы и сертификаты, чтобы пройти опытную эксплуатацию в Англии. В связи с пандемией изменились условия, что отразилось на ходе реализации проекта. Но он не остановился. Наш электробус показал лучшие результаты по сравнению с аналогами по итогам требований и сертификации в Великобритании. Мы создали совместное предприятие и на этот рынок возлагаем определенные надежды.



kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter