В поисках утраченного. Роли хозяина и хозяйки в традиционной белорусской крестьянской семье конца XIX – начала XX века

Два сапога — пара

Вот уж, казалось бы, времена идут, меняются, а читаешь о нравах и правилах жизни наших предков — и невольно узнаешь в них себя и своих близких. Если не целиком, то в отдельных чертах — точно. И даже в отношении такого, сегодня подверженного социальной коррозии, института, как семья, просматриваются параллели. В чем помогает убедиться живое свидетельство прошлого — книга «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» 1905 года издания.

Семейная пара из Хойно Пинского уезда. Начало ХХ в.

Хозяин

Вот дела: еще сто лет назад каждый белорусский «гаспадар», сельский — обязательно, умел забить гвоздь в стенку! Более того, многие могли эту стенку сложить и даже водрузить над ней крышу. Что и давало им особые права. Среди которых — право на самую тяжелую физическую работу в семье. Слово непосредственным свидетелям — авторам вышеупомянутой замечательной книги:

«Представитель белорусской семьи не носит особого специального названия: это «хозяин» для посторонних, «бацька» для детей и «дзядзька» для младших членов семьи. Значение домохозяина, прежде всего, определяется тем, что он заведует всеми мужскими работами в хозяйстве. Распределение работ делается обыкновенно вечером за ужином. Если приходится начинать какую-нибудь часть хозяйственных работ, например, посев, жатву, то хозяин за ужином советуется со старшими членами семьи и отдает соответствующее распоряжение. Хозяин обязан не только делать то, чего требуют интересы семьи, но и своей личной работой служить примером для остальных членов семьи: в тяжелой крестьянской работе хозяин выступает первым: взмах косы хозяина определяет скорость работы остальных косарей и т.д.

Сапожник. Гродненская губерния. Начало ХХ в.

Хозяин почти всегда бывает и казначеем в семье: у него хранятся общие деньги, он получает выручку от хозяйственных продуктов, производит платежи... Впрочем, хранением денег иногда заведует хозяйка. Наконец, хозяину же принадлежит и наблюдение за поведением молодых членов семьи: он понуждает ленивых работать более усердно, следит за нравственностью молодежи, наказывает провинившихся, отпускает на заработки свободных от общих работ, отдает внаймы младших членов семьи, если это оказывается нужным…»

И да, хозяин окружен знаками почета и уважения. Он садится за столом на самое почетное место — в углу под образами, прочие члены семьи по старшинству садятся рядом с хозяином, женщины — на противоположной стороне, а хозяйка всегда с краю. Чтобы было сподручнее хлопотать по хозяйству.
Хозяин — хранитель домашнего благочестия: перед началом трапезы он произносит общую молитву и первым приступает к еде. 
Ему отводится самая почетная роль в обрядах почитания умерших предков. Но! Власть главы семьи не выглядела деспотичной. Хозяин не мог произвольно распоряжаться общим имуществом, тем более землей. Вот почему все сколь-нибудь важные имущественные сделки совершались после общего совета и с согласия всех членов семьи.

Житин. Осиповичский р-н. Белорусы-сакуны. Начало ХХ в.

Тип «старого хозяина» не похож на тип «нового хозяина», уже подвергшегося влиянию городской культуры. У первого изба и двор выглядели консервативно, вся обстановка представляла собой дело рук членов семьи. Даже керосин и самовар не всегда имелись. Приемы хозяйствования применялись тоже дедовские. Такой крестьянин не видел большой пользы в грамоте. Соха и грамота для него никак не совмещались. Однако подобный тип личности в деревенской среде все же вытеснялся новой матрицей поведения. На смену приходил человек, уже не чуждающийся новшеств, хотя бы минимально грамотный, а если сам и неграмотный, то, во всяком случае, понимавший значение школы и образования. 

Хозяйка

Подобно тому как хозяин выступал распорядителем работ, связанных с земледелием, уходом за скотом, хозяйка становилась распорядительницей домашнего труда. Обычно хозяйка — это жена домохозяина. Но в случае его смерти, когда на место главы семьи заступал старший из сыновей или следующий из братьев умершего, иногда управление домашним хозяйством оставалось в руках вдовы: при сыновьях — довольно часто. В целом положение вдовы домохозяина во многом зависело от характера и личных качеств самой женщины. Личные качества хозяйки дома также сказывались и в тех случаях, когда она после смерти мужа занимала место домохозяина при взрослых сыновьях или племянниках. 
Переход власти домохозяина к его вдове не считался правилом, но и не был столь уж редким.
Вообще, положение женщины в белорусской семье XIX века нельзя назвать угнетенным. В хозяйстве она становилась помощницей мужу, а сфера домоводства принадлежала ей целиком. Обратимся снова к нашему первоисточнику («Верхнее Поднепровье и Белоруссия»):

«Народный взгляд требует, чтобы дети оказывали почтение матери, а младшие члены семьи — хозяйке и вообще старшим женщинам. Мать имеет очень большое влияние на детей: девушки вообще вырастают под непосредственным наблюдением матери, а мальчики находятся на ее же попечении вплоть до 14 — 15 лет, когда они уже становятся помощниками пахаря. В случае смерти мужа, народный обычай предоставляет матери опеку над малолетними детьми. Наконец, женщина в белорусской семье обладает своим, отдельным от семейного, имуществом. Такое личное имущество прежде всего складывается из того приданого, с которым женщина переходит в семью мужа; кроме того, женщина имеет свои частные заработки, которые она получает от продажи огородных овощей, льна, полотен, домашней птицы. Этими путями каждая мать копит приданое для своей дочери».

Давид-Городок. За ткацким станком. 1939 г.

Жена мужу подруга, а не прислуга

В белорусской семье отношение мужа к жене предоставляло мало примеров жестокости и грубого обращения. 

В случае взаимных споров суд чаще становился на сторону жены и строже подходил к мужу.

Поленичицы. Барановичский р-н. Прядение шерсти. Начало ХХ в.

Даже народные песни в своих сюжетах если рассказывали о страданиях жены, то в основном из-за мужа-пьяницы. Но в них практически не выражено горе жены вследствие ее подчиненного положения в супружеских отношениях.

Надо сказать, бытовавшее в народе «обычное право» выработало целую систему правил, регулировавших семейные отношения. Решения волостных судов тоже отражали народный взгляд на семью и взаимоотношения ее членов. Вот какой пример приводили авторы книги «Верхнее Поднепровье и Белоруссия»: 

Полесье. Плетение лаптей. 1930-е годы.

«При разборе жалоб младших членов семьи на своего главаря суд вообще становится на сторону последнего, но весьма нередки случаи, когда суд налагает наказание на жалобщика, младшего члена семьи, за непослушание старшему, но в то же время наказывает и старшего за то, что он не умел внушить к себе должного уважения».



Сенокос под Копысью. Начало ХХ в.

***

Когда-то на Минщине, в Игуменском уезде, на расстоянии друг от друга около ста сажен — примерно 200 метров — вросли в землю два камня: один из них назывался Демьян, другой — Марья. К ним на поклонение и за исцелением стекался люд даже из отдаленных местностей. Особая сила камней заключалась еще и в том, что выступали они в паре. Ну а, как известно, горе на двоих — полгоря, радость на двоих — двойная радость.

likchodedov@mail.ru

pisma@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter