Майор Евгений Зуев из Полоцка умеет найти ключик к каждому, даже самому непростому ребенку

Душа трудной компании

Старший участковый инспектор ИДН Евгений Зуев в Полоцком РОВД десять лет. В милицию пришел после учебного центра МВД в Минске, позже выучился на юриста в Полоцком госуниверситете. А до этого окончил витебский вуз, получив специальность психолога и социального педагога. Диплом очень даже в тему, ведь Евгений Владимирович с первого дня службы работает с особенными подопечными — детьми и подростками. Как относятся они к «воспитателю в погонах»? С уважением и доверием. И это вполне заслуженно.


Эффект формы

Евгений родился в Витебске. Позже семья перебралась в Полоцкий район, ставший для парня родным. В поселке Авино прошло все его детство. Именно там случилась встреча, которую он не без улыбки называет судьбоносной:

— Отлично помню нашего местного участкового. Его на районе называли просто: дядя Рома. Хороший человек и профессионал, который точно был на своем месте, и это чувствовалось. Неудивительно, что многие наши мальчишки хотели быть на него похожими. Я не исключение.  

Сегодня родители очень гордятся сыном, который нашел дело по душе. Мама Оксана Владимировна, не раз получавшая письменные благодарности, приходившие на ее имя от начальника местного РОВД, правда, до сих пор переживает. Евгений Зуев с теплотой замечает:

— На то она и мама. Звонит, спрашивает, как дела, все ли в порядке на службе. И столько любви, внимания в ее голосе, что, даже если выдался трудный день, становится легче. Работая в ИДН и глядя на отдельных мам и пап, еще больше начинаешь ценить такую заботу.

Психология в помощь

Психология — тонкая наука. Понимание ее законов много раз становилось для Евгения Зуева настоящей палочкой-выручалочкой. За примерами далеко ходить не нужно. Каждый день преподносит что-то новое, делится Евгений Владимирович:

— Вот, например, перед тобой сидит набедокурившая девчонка-стебелек. Глаза в пол, сжатая, как пружина. Только тронь одним неосторожным словом — покажет характер, а еще хуже замкнется, наотрез откажется идти на контакт. Она привыкла: сделает что-то плохое — родители сразу в крик. В этот момент ты четко понимаешь: обязательно нужно действовать по-другому — так, как она не ожидает. И ты просто сидишь и молчишь. Ждешь. Смотришь… Эффект потрясающий.

Для Зуева первый авторитет и помощник — начальник инспекции по делам несовершеннолетних Светлана Орехова. Именно она когда-то приняла у парня боевое крещение. Того зимнего вечера десятилетней давности Евгению до сих пор не забыть:

— В милицию позвонили соседи горе-мамаши, которая спала пьяным сном в притоне, пока ее малыш заходился криком. Голодный, напуганный, разве он мог понять, что у мамы есть «дела поважнее»… Страшная, горькая картина. Но именно в тот миг я еще больше убедился: не могу оставаться в стороне, для меня важно помогать. А еще понял: социальный приют — это не «абсолютное зло», как пытаются преподнести некоторые, а возможность дать детям нормальную жизнь, их родителям — второй шанс.

В практике Евгения Зуева нередки случаи, когда вчерашние, откровенно говоря, непростые подростки искренне благодарят за науку. Возьмем дебошира и мелкого воришку, который стремительно шел по наклонной. Пьянки, драки и прочий стандартный «комплект» — все это вряд ли закончилось бы благополучно. В четырнадцать паренек попал в колонию для несовершеннолетних, а спустя два года переосмыслил многое, пожал руку инспектору ИДН:

— Спасибо, что спасли от тюрьмы. Я вернулся совсем другим человеком.

«Именно для таких моментов стоит идти на службу», — замечает Евгений Зуев. Хотелось ли ему когда-нибудь сменить погоны на обычную работу, со стандартным, более спокойным графиком? Вы удивитесь, но именно отсутствие монотонности, однообразия и привлекает его:

— У меня есть друг, водитель автобуса, который по-хорошему мне завидует: каждый день, мол, у тебя перед глазами что-то новое, а не заезженный, привычный маршрут.

Спрятались в стоге сена

Даже для опытного сотрудника ИДН, которого уже мало чем удивишь, есть особенные эпизоды. Например, когда нашедшие на дороге чужую банковскую карточку малыши с детской непосредственностью угощают мороженым весь двор. Задача участкового инспектора — не напугать, а доходчиво объяснить ребятам, почему так делать нельзя. А чего стоит прошлогодний случай, поставивший на уши весь местный отдел внутренних дел? Ближе к полуночи 102 набрала мама 10-летней девочки, рассказав, что ее ребенок пропал. Семья приехала на дачу в деревню Мыщино на весенние каникулы. Там у девочки была 13-летняя подруга, с которой они пошли гулять — и как в воду канули.

— Срочно взяв собственную машину, с товарищем отправился на поиски, — вспоминает Евгений Зуев. — К счастью, финал благополучный. Оказалось, дети опаздывали домой к указанному времени и, испугавшись, что их могут наказать, спрятались в стоге сена.

Благодарна Евгению Владимировичу и жительница Полоцка, чью 16-летнюю дочку он буквально отговорил от страшного необдуманного поступка. Первая влюбленность и ссора с мальчиком могли обернуться трагедией. Девушка ушла из дома, а позже позвонила маме, говорит Евгений Зуев:

— Пригрозила, что спрыгнет с крыши. Мама тут же набрала мой номер. По колоколам, звонившим на заднем фоне, мы определили, где может находиться подросток. Дальше — дело техники.

Кстати, спасать 16-летнюю полочанку майор Зуев выезжал не один, а с 6-летним сыном Михаилом. Папа как раз сидел с ним в выходной. Вполне закономерно, что, смотря на отца, малыш уже сейчас мечтает быть на него похожим. С любопытством примеряет фуражку и с гордостью рассказывает, что его папа — милиционер, самый-самый.

Интересный факт: вся семья Зуевых — с педагогическим уклоном. Супруга Наталья работает заместителем заведующего детсадом и время от времени обращается к мужу за профессиональным советом. «Не домашние посиделки выходят, а почти совет профилактики», — делится глава семейства.

В сети, да не в обиде

Территория ответственности Евгения Зуева — крупный микрорайон Задвинье. Тот самый, где расположен местный химико-технологический колледж и его общежития. Работы хватает, откровенен Евгений Владимирович:

— Самое главное — расположить к себе детей, дать понять, что ты не представляешь для них угрозу, а наоборот — стремишься помочь. Они умеют быть благодарны. Стоит протянуть им руку один раз, и уже смотрят на тебя не как на чужака, а как на взрослого товарища. Доверяют, прислушиваются к твоему мнению. Это дорогого стоит.

Технологии тоже приходят на помощь сотрудникам ИДН. Например, многие ребята ищут страничку Евгения Зуева в соцсетях, чтобы поделиться тем, что их волнует:

— Я им, конечно, отвечаю. А однажды именно интернет помог предотвратить массовую драку. Подростки собирались идти стенка на стенку. Мне написала девушка одного из этих «героев». Конфликт погасили в зародыше. А ребятам объяснили: для того чтобы выплеснуть энергию, есть масса других правильных вариантов.

Например, спорт. Евгений Зуев — поклонник футбола, на любительском уровне с удовольствием играет сам. Ходит болеть и за созданную подростками уличную городскую команду. Для трудных ребят тоже организовывают баталии на футбольном поле. Из занятий в свободное время, которые они оценили, — поход на скалодром, катание на лошадях в местном конном клубе «Живой восторг». Как только эпидобстановка позволит, Евгений Владимирович обязательно придумает для юных полочан еще что-нибудь интересное.
Евгений Зуев не раз был отмечен за свою добросовестную службу на областном, районном уровне. А недавно, к 85-летию службы ИДН, ему вручили благодарность за подписью министра внутренних дел Беларуси. «Это большая честь!» — считает Евгений Владимирович. И тут же признается: искреннее «спасибо», сказанное его подопечными, вставшими на путь исправления, греет ничуть не меньше.
naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter