Дежурство в народной дружине – это не обязанность, а искренне желание помочь правоохранительным органам навести порядок на улицах

Дружина в помощь

После работы — на дежурство вместе с милицией. Минчанин Андрей и его коллеги — дружинники. Это не обязанность, а искреннее желание в сложное время помочь правоохранительным органам навести на улицах порядок, поддержать сотрудников, на которых сейчас серьезная нагрузка. 


Мы возле Национальной библиотеки. Вечер. На крепких парней с красной повязкой на рукавах прохожие смотрят с любопытством. Молодежь, бывает, подходит к ним и спрашивает, что бы это значило. Люди постарше вспоминают свою молодость, когда и сами вот так дежурили вместе с милиционерами. А история у народных дружин давняя. Кстати, официально их узаконили в 1959 году с принятием ЦК ­КПСС и Советом Министров ­СССР постановления «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране».

Тогда и теперь хулиганы понимают, что эти люди в гражданском преступности разгуляться не дадут. Сейчас, как и прежде, быть дружинником почетно. Андрей признается: есть и свои плюшки, это предусматривается в коллективном договоре предприятия. К примеру, дополнительный выходной, доплаты, поощрения.
Не считаясь с личным временем, дружинники помогают милиции наводить порядок на улицах. 
…Дежурство началось в шесть часов вечера с инструктажа в Первомайском ­РУВД. И парни с двумя участковыми инспекторами милиции пошли по своему маршруту патрулирования. Спрашиваю:

— Предположим, что мне тоже хотелось бы милиции помогать. Что делать, куда обращаться? Или девчат стараетесь не брать?

Андрей, он же, как оказалось, старший среди дружинников предприятия, говорит, что для девушек это было бы тяжело:

— Да и вдруг буйный гражданин во хмелю на вас нападет. Опасно. Все же, я считаю, здесь нужен мужчина. А так, в принципе, стать дружинником может белорус, которому уже исполнилось 18 лет. Мы, к примеру, на нашем предприятии сами организовались, затем в администрации района зарегистрировали дружину. Там же нам вручили и удостоверения.

— Покажете? — интересуюсь я.

Собеседник бережно достал новенькую карточку:

— Вот. Однако до того, как удостоверение получить, нас довольно серьезно проверяло МВД. В дружинники, к примеру, не возьмут того, кто с судимостью. Или человека, который в течение года привлекался к административной ответственности, состоит на учете в лечебно-профилактических учреждениях из-за психического заболевания, наркомании, алкоголизма.

Ну и потом помощников милиции периодически проверяют: не появились ли факты и обстоятельства, из-за которых противопоказано членство в дружинах. Ничто не помешает исключить человека, который сомнительно себя ведет, сам нарушает или пытается нарушать, провоцирует конфликты. 

…Возле ТЦ «Дана Молл» нетрезвый мужчина на скамеечке потягивал пиво. Подошли, попросили здесь этого не делать.

— Понял, мужики, не буду, — сказал тот и, спрятав бутылку в пакет, ушел. 

Мои новые знакомые говорят, что при виде дружинников выпившие люди и хулиганы стараются вести себя мирно, конфликты удается погасить словом. 

— Ну вот выходной день, — рассуждаю. — У вас позади тяжелая трудовая неделя, впереди следующая. Могли бы сейчас отдыхать с семьей, заниматься домашними делами. Однако вы здесь. Почему?

Собеседники, кажется, даже немного обиделись:

— Что значит почему? Потому что все уже устали от уличных хулиганов и бандитов, возомнивших себя хозяевами улиц. Разве можно на это смотреть спокойно? Дороги блокируют, шумят, людям отдыхать не дают, детей пугают. Невозможно выходные провести так, как хотелось бы. Хочется спокойствия, тишины, ощущения безопасности. Да, сотрудники справляются, однако посмотрите, какая на них сейчас ложится нагрузка. Вот мы и решили помочь, поддержать их так, как можем. 

Это сегодня парней четверо, а вообще в дружине предприятия 15 человек. Дежурят они по графику, обычно с 18:00 до 22:00.

— Все мы здесь, чтобы помочь, — говорит мне дружинник Павел. — Сотрудники работают хорошо, но я считаю, что сейчас им подкрепление не помешает.

Сергей — помощник правоохранителей с опытом. Рассказывает:

— Я вообще-то еще при Советском Союзе милиции помогал. С кем прежде сталкивался на дежурствах? С пьяницами, которых тогда было приличное количество. Пройдешь возле завода, а там… Были и буйные, и хулиганы. Вот и сейчас смотрим, чтобы все было хорошо, чтобы без правонарушений. Пока могу, буду помогать. Да и армейский опыт пригодился. Я в батальоне охраны служил в Москве, потом сюда перебрался. 

Участковый инспектор милиции Александр Нагула такой гражданской позиции очень рад и благодарен мужикам за участие. Говорит, что поступок горожан — это серьезная поддержка:

— По большому счету, так мы работаем на профилактику преступлений. Если говорить о полномочиях наших помощников, то они могут, к примеру, требовать от граждан соблюдать правопорядок, не нарушать закон. Могут пресекать преступления и даже задерживать, если есть явное нарушение закона. Имеют право помогать в оцеплении местности и так далее. Кстати, законные требования дружинника обязательны для исполнения. А вот их неисполнение, равно как и посягательство на его жизнь, здоровье и достоинство, могут повлечь ответственность.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter