Если спецтехника не пройдет, выручат арбористы

Древесные хирурги

Люди редчайшей профессии, арбористы, выручают там, где не пройдет спецтехника

Дерево, как любой живой организм, болеет и стареет, а со временем может стать аварийным. Если оно не выше трех‑четырех метров, нет проблем спилить. А когда это великан метров 25—30 да еще растет в таком месте, что технике не добраться, без виртуозно владеющих бензопилой умельцев с навыками альпиниста не обойтись. Эти «древесные хирурги» называются арбористами. Обучают их на курсах МЧС. Таких специалистов в Беларуси не больше двух десятков, буквально на вес золота. В Щучинском районе в местном ЖКХ арбористов двое — Денис Сосна и Петр Чумак. 

Не забыть про страх

Молодой человек с фамилией в тему профессии Сосна рассказывает:

— В год мы с напарником срезаем около 500 аварийных деревьев. Летом работать — одно удовольствие: все благоухает. Зимой посложнее, но человек ко всему привыкает. Если дерево ровное, стройное, на него и часа хватает с лихвой. А как‑то нам дуб попался — настоящий исполин! Еле за полтора дня управились его спилить. Сложнее всего работать на кладбище. Спецтехнике там не пройти, брать деревья под корень нельзя — повредим памятники и ограды. Приходится действовать ювелирно и рассчитывать каждый сантиметр. 

Тем временем с 30‑метровой высоты не спеша и почти беззвучно спускается Петр Чумак. Спрашиваем у него: не боится работать на такой высоте? Молодой человек с ходу отвечает:

— Если кто говорит, что ему никогда не бывает страшно, не верьте. Один мой коллега однажды сказал: самое страшное на большой высоте — забыть про свой страх… Помню, когда только осваивал тонкости профессии, довелось удалять прогнившее изнутри дерево, у которого было аж четыре верхушки. Срезал половину, и тут внезапный порыв сильного ветра начал крутить меня вокруг ствола… Вам не передать, как меня кидало! Понятное дело, есть страховочный трос, который не позволит тебе упасть, но тем не менее… На высоте особенно остро понимаешь, что четкое соблюдение правил техники безопасности — это святая святых. Дома ведь дети ждут…

Важный фактор

К слову, о детях. У Петра их пятеро. Как он говорит, три сыночка и две лапочки‑дочки. ­Примечательно: и сам папа, и все его парни родились в июле. 

— Весь месяц — сплошной праздник! — смеется счастливый отец. — Но зарплата у нас достойная, есть социальный пакет. Так что не жалуемся. 

К тому же государство предоставило молодой многодетной семье бесплатное жилье. Живи — не тужи.

Пока Денис и Петр аккуратно укладывают двадцатиметровый тополь («Верхушка дерева ляжет во‑о‑он возле тех ромашек — мы же говорили вам!»), беседуем с их руководителем. Мастер Щучинского РУП ЖКХ Виталий Турчук высоко оценивает профессиональный уровень тандема:

— Хорошие хлопцы! Трудолюбивые, всегда настроены на позитив, это здорово помогает. Специфика арбористики непростая, а они еще на начальной стадии все схватили на лету. И еще. Помните, в голливудских боевиках копы часто говорят: о лучшем напарнике нельзя и мечтать. Вот и у Дениса с Петром практически идеальная психологическая совместимость: дружат семьями, вместе ездят на рыбалку. В их деле очень важный фактор. 


И действительно. Любо‑дорого наблюдать, как работают эти парни, понимающие друг друга с полуслова‑полувзгляда люди! Сначала бензопилой удаляют боковые сучья, затем разбирают высоченное дерево по частям сверху вниз, словно конструктор. Полезное дело у них в квадрате: и аварийное дерево спилят там, где спецтехника не подъедет, и полученной древесиной, которая перерабатывается на щепу, котельные обеспечат. Незаменимые! 
Вес полной экипировки арбориста 20 килограммов, но не в нагрузке сложность, главное — просчитать, как упадет дерево.
kozyrev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter