Контроль над ценообразованием в развитом государстве неизбежен

Для полноты корзины

Прогнозы на осень международных экспертов свидетельствуют о возможном глобальном подорожании продуктов питания из-за неурожая на планете некоторых сельхозкультур. Как сдержать инфляционные процессы? Еще недавно считалось, что единственной возможностью развития мировой экономики является ничем не ограниченный свободный рынок. Однако глобальные кризисы внесли в теоретические представления существенные дополнения. Одно из них — власти должны регулировать цены. Почему это жизненно необходимо? Об этом беседа с доктором экономических наук Валерием Байневым.

Вмешательство целесообразно

— Практически во всех странах проводится определенная государственная ценовая политика, предполагающая в той или иной степени вмешательство в процессы ценообразования. Валерий Федорович, для чего это делается?

— Если говорить сухим научным языком экономиста-теоретика, государственный контроль и регулирование цен в рыночной экономике в зависимости от сложившейся в той или иной стране ситуации носит антикризисный, стабилизирующий либо антиинфляционный характер. Например, когда в конкретной стране из-за непогоды или стихийного бедствия случается неурожай, возникает объективная потребность, с одной стороны, предотвратить резкое снижение уровня жизни и даже голод населения, а с другой — помочь сельхозпроизводителям пережить этот трудный период. Как известно, наряду с локальными кризисами на планете с завидной регулярностью случаются и глобальные, а значит, привносимые в страну извне кризисы, объективно требующие экстренного, антикризисного вмешательства властей в социально-экономические процессы. 

— В массовом сознании на территории постсоветского пространства до сих пор широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Так ли это на самом деле?

— Свободная рыночная экономика обладает тем «генетически вмонтированным» в нее дефектом, который порождает монополии, безработицу и инфляцию. Заметим, что даже наши местные апологеты свободной конкурентно-рыночной экономики изначально убеждены, что во имя ее процветания государство должно и обязано бороться с монополиями на основе соответствующего законодательства. А ведь вред от них именно в том, что они могут устанавливать высокие цены на свою продукцию, искажая работу рыночного ценового механизма. 

Так, наши новоиспеченные либералы считают само собой разумеющейся борьбу западных государств с инфляцией. Но позвольте, борьба с инфляцией как комплекс мер по противодействию росту цен — это и есть их государственное регулирование! Власти обязаны бороться с дефектами рынков, а именно с монопольными ценами, регулировать их мерами антиинфляционной политики и содействовать занятости населения. Контроль и регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой — обыденная, повсе­дневная практика.

Продавцам нужно держать себя в рамках

— Есть товары, которые мы будем брать, невзирая на их стоимость. Прежде всего это касается еды. И здесь порой важно ограничивать доходные аппетиты продавцов. 

— Конечно, современные воззрения на рыночную экономику подразумевают, что она не «висит свободно в воздухе», а подвержена воздействию множества формальных и неформальных институтов — права, морали, религии, привычек и других, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, социальную, научно-техническую и другую политику государства. С точки зрения современной экономической науки абсолютно свободных рыночных цен принципиально не бывает. 

Отличия директивных плановых цен от регулируемых заключаются в том, что первые прямо и жестко фиксируются и контролируются государством. Регулируемые устанавливаются лишь на весьма ограниченный перечень товаров и, как правило, на ограниченный срок. Государство в большинстве случаев не жестко фиксирует такие цены, а определяет пределы (верхний и/или нижний), в которых продавец вправе их свободно устанавливать. В случае с Беларусью ни о каком возврате к директивно плановому ценообразованию речи быть не может. Наше Правительство всего лишь грамотно и профессионально использует общепринятые в мировой практике временные методы воздействия на рыночные цены с целью социальной защиты населения, ограничения инфляции и обеспечения бескризисного устойчивого развития страны.

— Что у нас делается для того, чтобы, в частности, продукты питания были доступны для всех категорий населения?

— Белорусское социальное государство, используя механизм регулирования и контроля цен на отечественном рынке, выполняет свои социальные обязательства. Согласно решению нашего Правительства, с 1 марта нынешнего года изменение цен на социально значимые товары первой необходимости не может превышать шаг в 0,2 % в месяц. В перечень социально значимых изначально вошли 62 позиции товаров, имеющих критическое значение для подавляющего большинства простых белорусов, а также 50 наиболее актуальных лекарственных препаратов.  

О чем говорит глобальный опыт

— Какие конкретно шаги предпринимают в западных странах для борьбы с инфляцией? 

— В Австрии, например, функции регулирования цен осуществляются в соответствии со специальным законом о ценах, который обозначил перечень товаров и услуг, по которым профильные министерства вправе установить максимальные, минимальные и даже твердо фиксированные цены. А во время кризиса в Австрии допускается прямое регулирование цен вообще на любые товары. Более того, даже в отсутствие кризиса министр экономики может своим решением на срок до шести месяцев ввести прямое регулирование цены на любой товар или услугу, если он сочтет, что она необоснованно завышена. Цены на продукцию австрийских естественных монополий изначально жестко устанавливаются специальными решениями парламента. Многие импортируемые в Австрию товары не могут продаваться по ценам выше закупочных с учетом нормируемых государством затрат импортеров и их прибыли. И это не говоря уже о том, что государство косвенно воздействует на цены общепринятыми мерами денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и иной политики. В других западных странах цены также подвержены существенному государственному контролю и регулированию. Так, в Германии с ее социальной моделью регулированию в той или иной мере подвержено около 40 % цен промышленных и потребительских товаров. Кроме того, правительство субсидирует (удешевляет) жилищное строительство. Аналогичный масштаб воздействия на цены (40 %) демонстрирует и Финляндия. Сегодня подобный контроль в большинстве западных стран осуществляет не только государство, но и всевозможные публичные объединения граждан. В Беларуси к этому важному процессу подключаются профсоюзы.

Белорусское государство не ущемляет отечественных товаропроизводителей. Проводимая им ценовая политика своим острием нацелена преимущественно на посредников, поскольку она ограничивает максимальные надбавки импортеров. Это говорит о том, что все меры применяются во имя благополучия большинства простых людей, ради сохранения социальной стабильности в стране.

В ТЕМУ

С 21 июля ставка рефинансирования составила 9,25 % годовых. «Рост цен на мировых рынках товаров (в том числе энергоресурсов, строительных материалов, продовольствия) усилился в результате расширения потребительского спроса на фоне сохраняющихся затруднений в производстве и логистике», — отметили в Нацбанке.

Дополнительным фактором, поддерживающим интенсивный рост потребительских цен в Беларуси, стали повышенные инфляционные ожидания экономических агентов. В то же время укрепление белорусского рубля во втором квартале 2021 года, а также сохранение контроля за денежным предложением ограничивали инфляционные процессы внутри страны. С учетом всего комплекса внешних и внутренних факторов по итогам июня 2021 года потребительские цены выросли на 9,9 % в годовом выражении.

Принимая во внимание всю совокупность указанных факторов и необходимость ограничения проинфляционных рисков, Правление Национального банка приняло решение о повышении ставки рефинансирования на 75 базисных пунктов.

«В последующем Правление Национального банка при принятии решений по денежно-кредитной политике по-прежнему будет исходить из необходимости поддержания ценовой стабильности», — резюмировали в управлении информации и общественных связей.

АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ

— В июле у нас немного подросла ставка рефинансирования. На этот показатель в своих странах влияют и на Западе. К тому же в Беларуси регулирование цен на социально значимые товары продлили до 23 сентября. Как это все взаимосвязано?

— Обусловленные повсеместными антиковидными ограничениями негативные процессы в мировой экономике вызвали в ней масштабный кризис, который не мог не сказаться и на нас. Предпринятая в августе прошлого года против нашей страны попытка внешней агрессии в форме блицкрига и последующее раскачивание ситуации в Беларуси не способствовали стабильному развитию нашей экономики. То же самое можно сказать и о волнообразно нарастающем с 1997 года санкционном давлении на нашу страну, которое в последнее время приняло форму интенсивной экономической войны Запада против Беларуси. Поэтому меры белорусского Правительства по контролю и регулированию цен носят одновременно и антикризисный, и стабилизирующий, и антиинфляционный характер. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter