Какая бы у вас ни была политическая позиция, не используйте ребенка как оружие

Дети — не политическая игрушка взрослых

Дети — не щит на протестах. Прикрываться малышом — это низко. Кто и зачем выводит несовершеннолетних на улицы и нужно ли ужесточать наказание для родителей? Об этом мы поговорили с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Алексеем Подвойским.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Несколько недавних примеров. Школьник из Гродно 13 октября бросал камни в ­ОМОН, возбуждено уголовное дело. 16-летнего протестующего нашли по записям с камер видеонаблюдения… В Минске 20 октября утром подростки заблокировали дорогу на улице Слободской, в итоге услышали от водителей массу неприятного… Одиннадцатиклассник из Жабинки стал фигурантом уголовного дела об угрозе применения насилия в отношении сотрудника ОВД, бросил в него «коктейль Молотова»…

Или вспомним историю 17-летнего Тимура, попавшего в больницу после «мирных» протестов в Минске. Выяснилось, что подросток находился в центре беспорядков, произошедших на улице Притыцкого 10 августа. Кроме этого, установлена его причастность к вооруженному нападению на водителя грузового автомобиля МАЗ, который приехал для эвакуации неисправного троллейбуса. Итог — уголовное дело…

Таких примеров, к сожалению, немало. На незаконных акциях по-прежнему видим подростков, малолетних детей и даже тех, кто еще ходить не умеет. Со слов представителя прокуратуры, в основном на протестах те несовершеннолетние, которые учатся в учреждениях профессионального образования и школах. Потом они говорят: «Там было круто!» Им все равно, идти туда с какой-то атрибутикой или без нее. Политика им тоже малоинтересна. Главное — толпа, эмоции, драйв.

Родители же берут на протесты детей с разной целью, говорит Алексей Подвойский:

 — Для одних дети словно щит. Другие осознанно приобщают детей к антиобщественному поведению, учат кричать лозунги, знаки пальцами показывать. Есть и те, кто не осознает до конца опасность таких шествий, последствия. В любом случае все это незаконно.

Участие детей в протестах осуждается не только в Беларуси, но и в других странах, в том числе европейских. А Конвенция ООН о правах ребенка предписывает государству, обществу, семье действовать в интересах ребенка, заботиться о его развитии, благополучии и безопасности. В связи с этим участие детей любого возраста в таких мероприятиях недопустимо, отмечает мой собеседник. Кстати, в европейских странах за то, что дети оказались на протесте, их забирают из семей, а родителей — под арест. Делается это очень быстро.

В нашей стране прежде всего ориентированы на профилактику, обращает внимание прокурор. Госорганы проводят серьезную разъяснительную работу о недопустимости нарушений, последствиях.

Такие беседы с начала протестов провели более чем с 500 родителями и подростками. То есть это те, кто уже попадал в поле зрения правоохранительных органов. Около 300 взрослым и детям объявлено предупреждение о недопустимости нарушения закона, дальше включается механизм административной и уголовной ответственности.

Нелишним будет напомнить, что сам факт участия в несанкционированном мероприятии для подростков старше 16 лет влечет штраф до 30 базовых величин, а родителя к тому же могут арестовать на срок до 15 суток. Он же несет ответственность и за детей младше 16-летнего возраста.

Есть случаи, когда мама с папой ведут на протест ребенка 15 лет и младше. Тут взрослых привлекут к ответственности и за участие в протестах, и за то, что привели туда свое чадо. Такие ситуации рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних.

А для чего матери и отцы тянут с собой совсем маленьких деток? Весь интернет облетело видео с пьяной матерью, которая привела на протест дочку. Благо ребенка не без скандала с родительницей забрала домой бабушка. Немало видео, где такие родители специально подводят малышей к колючей проволоке, спецтехнике и боевым порядкам силовиков. Зачем? Неужели не ясно, что в случае опасности детям спастись будет труднее всего. Что тогда будете делать, мамы и папы?

Алексей Подвойский привел несколько примеров, когда детей приходится ограждать от родителей, так как рядом с ними опасно. В таких случаях проводится социальное расследование, по итогам которого принимается решение о дальнейшей судьбе малыша. Вместе с другими мерами разрабатывается план соцреабилитации семьи. Если же родители продолжают, к примеру, пьянствовать, ходить на протесты, забыв о воспитании детей, на какое-то время их могут поместить в замещающую семью или приют. В любом случае горе-родителям и тут дают шанс исправиться, ведь главное — защитить ребенка и вернуть его в нормальную семью.

Из этой же серии и история 6-летнего Артема, который 17 сентября оказался в минском приюте. Тогда отдельные телеграм-каналы, как всегда, все перекрутили: мол, органы опеки специально забрали ребенка из семьи после временного задержания матери Елены Л. и не отдают его… И вот возмущенная толпа собралась перед детским социальным центром Фрунзенского района. Родительница уверяла, что это злые милиционеры во всем виноваты, так как задержали ее, активистку протестов, и не давали забрать первоклашку из школы. Потом злые учителя, никому не сказав, отдали ребенка в приют. А там отказались, мол, возвращать сына матери. А вот что было на самом деле. Встревоженные педагоги звонили матери, отправляли сообщения: мол, где вы, Елена Николаевна? Звонки и сообщения так и остались без ответа. Тогда учителя сами повели мальчика домой, звонили в дверь, искали родственников. В итоге вынуждены были пристроить ребенка на ночь в приют.

Кстати, в этой многодетной семье и раньше были проблемы с воспитанием детей, пятерых детей. Три года назад семью маленького Артема уже ставили на учет из-за ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. По утверждению специалистов, условия жизни мальчика были признаны экстремальными. Есть и судебное решение 2005 года, где Елену и ее мужа лишают родительских прав на одного из старших сыновей. От него Елена Л. отказалась сразу при рождении. В 2003 году суд забрал у супругов еще троих детей. В биографии родителей — привлечение к уголовной ответственности за уклонение от родительских обязанностей, взыскание расходов на содержание детей в приютах, административные статьи за хулиганство... Вот такая история. К слову, мать отпустили в день задержания, но родительница даже не поинтересовалась, где ее маленький сын. Пошла за ним спустя почти сутки.

— Детям не место среди разъяренной толпы, не место на протестах. Ответственность за это лежит прежде всего на родителях. Сейчас активно ведется работа по идентификации взрослых, которые участвовали в несанкционированных акциях с малолетними детьми, — рассказал мне представитель Генпрокуратуры. — В помощь правоохранителям — множество записей с фото- и видеокамер. Уже установлены более 200 родителей — участников протестов с 9 августа.

По сведениям прокуратуры, с начала протестных акций за участие в них к административной ответственности привлечено более 200 несовершеннолетних и более 100 родителей, 16 подростков стали фигурантами уголовных дел. Сейчас рассматривается вопрос об усилении ответственности за вовлечение детей в незаконные акции.

И как тут не вспомнить стихотворение Роберта Рождественского «Толпа»

Толпа на людей не похожа.
Колышется,
хрипло сопя.
Зевак и случайных прохожих
неслышно вбирая в себя.
Затягивает, как трясина, —
подробностей не разглядеть…
И вот
пробуждается сила,
которую некуда деть.
Толпа,
как больная природа,
дрожит от неясных забот…
По виду —
частица народа.
По сути —
его антипод.
И туча плывет, вырастая.
И нет ни друзей, ни врагов…
Толпа
превращается в стаю!
И капает пена с клыков.
gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter