Некоторые подробности масштабного плана по развалу Беларуси

Детали большой игры

Уголовное дело в отношении Тихановского, Статкевича и их ближайших помощников по факту организации массовых беспорядков, их подготовки, руководства ими и личного участия в них расследуется с июня прошлого года. Речь и о других сопутствующих преступлениях. Как рассказал мне первый заместитель начальника главного следственного управления СК Александр Агафонов, эта криминальная история — лишь одно из восьми связанных между собой дел, часть масштабного плана по дестабилизации обстановки в Беларуси. 


Это лишь те дела, расследование которых завершено. Все фигуранты — а сейчас можно говорить о 21 обвиняемом — связаны между собой, все имели отношение к группе Тихановского. Каждому отводилась своя роль. Среди предъявленных статей — приготовление к активному участию в массовых беспорядках с погромами, поджогами, уничтожением имущества, насилием, вооруженным сопротивлением сотрудникам, незаконный оборот оружия и т.д. 

В материалах фигурируют эпизоды по блогерам Неронскому, Петрухину, Кабанову, которые занимались информационным сопровождением преступлений Тихановского и Статкевича, собирали и направляли через свои интернет‑ресурсы участников протестного движения, групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и т.п. 

В отдельное производство также выделены преступления двух радикалов. Инженер Мозырского нефтеперерабатывающего завода Парфенов, лидер движения «Мозырь для жизни», за несколько дней до президентских выборов изготовил и передал в Минск солидную партию металлических ежей. Их планировали разбрасывать на дорогах общего пользования, пострадать должны были и обычные автомобилисты, и сотрудники правоохранительных органов. Парфенова задержали 6 августа. Могилевский деятель Мельников был задержан по пути в столицу, куда он вез самодельные пиротехнические, зажигательные устройства и не только. Дома хранил самодельное оружие. Безработный, недавно освободился из колонии, где находился за изготовление оружия. Суд уже принял решение по Неронскому, Парфенову и Мельникову: от трех до семи лет колонии. 
На завершающей стадии расследование еще одной истории, касающейся пятерых бывших сотрудников силовых структур, которые обучали группы уличной тактике: противостоять ОВД, делать сцепки, разбивать оцепление ОМОНа, а также отрабатывали боевое слаживание. Двое из «инструкторов» — участники штаба Тихановской, супруги Ярошевич и Коновалова. Группы набирали в телеграм‑каналах, во время личного общения, за дворовыми «чаепитиями», обучающие «семинары» проводили, как правило, за городом, куда ездили якобы на шашлыки. 
Почему все эти дела не объединены в одно? Полковник юстиции Агафонов объяснил это соблюдением принципов уголовного процесса. То есть когда доказательств в отношении отдельного лица либо группы достаточно для передачи дела в суд, это и происходит. Для скорейшего привлечения к ответственности за содеянное. Так и с гомельскими активистами «Страны для жизни», доверенными лицами Тихановской — Каневской, Шабалиным, Власовым, Ивашковым. Материалы уже переданы в суд. В рамках этого дела предъявлены обвинения Тихановской (основная статья — приготовление к участию в массовых беспорядках) и ее представителю Мороз. Обе, как известно, прячутся в Литве, куда белорусская сторона направляла просьбу о выдаче и документы, подтверждающие виновность этих особ. Реакции из Литвы пока не последовало, официального ответа нет.


Эпизод, который лег в основу обвинения, касается встречи 5 августа 2020-го в Минске гомельских активистов с Тихановской.

Эпизод, который лег в основу обвинения, касается встречи 5 августа 2020‑го в Минске гомельских активистов с Тихановской (и с Мороз, она отвечала за финансирование протестов, захвата зданий). Там обсуждался план, разные сценарии уличных беспорядков и захвата административных зданий в Гомеле — исполкомов, ОВД. Даже делили должности — кто будет в МВД, КГБ, МИД и т.д. Говорили о том, «что очень важно повышать градус кипения к девятому числу». Мол, каждый день будет выбрасываться информация о том, что «столько‑то сфальсифицировано, каждый день». Обсуждали механизм — как и чем собрать толпу, как вызвать в ней агрессию и затем направить ее по намеченным целям. Напомню, это происходило еще до завершения избирательной кампании, когда еще никто не знал ее результатов. 

Обсуждалась и закупка, доставка газовых баллончиков, электрошокеров, раций для связи и руководства протестов. Говорили и о том, чтобы Тихановскую в случае чего не выдавать, дескать, она тут ни при чем. Звучала и такая фраза: «без улицы мы ничего не сделаем». Судя по беседе на «собрании», его участникам было плевать на людей, которых они собирались вывести на улицу и подставить под удар, ведь ответ силовиков был бы соответствующим. Штаб волновало лишь то, какие «пряники» получат именно они.

Как видим, план был грандиозным, задействованы инструменты в разных сферах — информационной, силовой и т.д. Я рассказала вам лишь о некоторых элементах большой игры, подробнее о ней — в следующий раз. Руководитель следственной группы сообщил, что дело в отношении Тихановского, Статкевича находится на завершающем этапе. 

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter