Как в белорусском Сенно зажигаются звезды мирового биатлона

Дело, которое любишь

Население Сенно, по официальным данным, недотягивает даже до десятка тысяч жителей. Негусто, но именно в этом городке начался путь в большой спорт сразу нескольких совсем не последних для белорусского биатлона людей. Включая Ирину Кривко и ее брата Виктора. Львиная доля подобных историй так или иначе связана с именем Валерия Лекторова. Буквально на днях награжденный специальной премией Президента «Белорусский спортивный Олимп» тренер признается, что для него такое внимание стало неожиданностью. Но любой местный, достаточно спросить, подтвердит: скромничает. И покажет дорогу к биатлонной школе.


Лекторов для Сенно — фигура краеугольная. Правда, сам Валерий Михайлович от подобных эпитетов старательно открещивается. Напоминает, что биатлон здесь существовал и прежде: Петр Ивашко, например, золотые медали чемпионатов мира завоевывал еще в конце 1990‑х. Но при этом сам Лекторов делает все возможное, чтобы подготовить смену не только национальной команде, но и самому себе. Укладывая в багажник винтовки, Александр Окунь рассказывает, что после УОРа в Плещеницах домой вернулся во многом для того, чтобы перенять опыт и продолжить дело своего учителя. И соглашается: просто взять и заменить Лекторова невозможно. 

— Чем берет Михалыч? Что‑то одно и не выделишь. Но съезжаются к нему со всего района. Я, например, раньше работал в деревне Мощены. Потом там школу закрыли. Сейчас есть группа в Ходцах — это 20 километров от Сенно. Но в остальном весь район, считай, на нашей школе завязан. 

Валерий Лекторов.

Сердце нового здания сенненской СДЮШОР — тир. Сюда можно водить экскурсии: попытки Лекторова разнообразить тренировочный процесс наглядно показывают, чего можно добиться, не имея больших возможностей, но имея желание. На возвышении вдоль дальней стены разбросаны пластиковые бутылки. «Я заметил, что детям очень нравится звук, с которым пули попадают в бутылки. Теперь на каждой тренировке меня просят пострелять», — объясняет тренер. Рядом со столом для настольного тенниса — старый, сложенный в несколько раз ковер с нашитым на него брезентовым кругом. Тренер достает старый порванный футбольный мяч: «Нашел это упражнение в интернете. Мяч, по задумке, двумя руками нужно с силой ударять в круг, чтобы он подпрыгнул обратно. Правда, в оригинале требуется специальный утяжеленный мяч, но я зашил старый футбольный, сдул его наполовину, чтобы не скакал, и вот вам тренажер!» Лекторов принимает всех. Дальше, объясняет, включается естественный отбор. 
Одно дело — резаться в настольный теннис в теплом тире и совсем другое — наматывать круги по зимнему лесу с винтовкой за плечами. 
— Для маленьких городков и деревень спорт нередко становится единственной возможностью найти себя в жизни. И у нас, не скрою, также хватает ребят из не самых богатых и благополучных семей. Часто к тому моменту, как оказываются на лыжах, они уже и курят, и прочей ерундой занимаются. Пробежит такой пару километров, и все — кашель раздирает, сил нет. Но хожу по школам, пытаюсь заинтересовать. Стрельбой, какими‑то необычными идеями и предложениями. Они у меня и в воротики на лыжах проезжают, и мяч в ведро на ходу забрасывают. Главное в таком возрасте — увлечь ребенка. Хотя в последние годы на волне успехов наших спортсменок, особенно после Олимпиады в Пхенчхане, детей стало больше. 

   Биатлоном в СДЮШОР Сенно нынче занимаются почти 90 детей. Для такого городка серьезная цифра! 
Александр Окунь соглашается: сейчас, когда в школе есть и винтовки, и лыжи, заинтересовать ребят стало гораздо проще. О временах, когда переобуваться в мокрые ботинки тем, кто уже потренировался, приходилось чуть ли не в лесу, остались лишь воспоминания. Пока наш микроавтобус пробирается по заснеженному лесу к стрельбищу, тренер рассказывает, как когда‑то оборудовали его силами спортсменов и родителей:

— Раньше у нас в другом месте был огневой рубеж. Но там дачи. Да и идти туда несколько километров. В какой‑то момент вместе тренеры и родители решили оборудовать новую площадку в парке. Обычное дело. В прошлом году снега не было — мы сумели сгрести отовсюду, где только можно, уложили круг. Сначала метров 100, потом 400. Пока вся страна жаловалась на нехватку условий, мы кое‑как, но бегали. Эх, нам хоть одну снежную пушку — совсем другая жизнь была бы…


Как могут решаться проблемы, когда за них берутся со всей серьезностью, Валерий Лекторов хорошо знает. По такому сценарию на стрельбище в Сенно появились мишенные установки. Тренер вспоминает, как пару лет назад во время посещения школы всплыл вопрос кривых, склепанных руками самих тренеров мишеней: «Вопрос дошел до Президента, и тот сказал: «Так в чем проблема их сделать? Займитесь». В итоге на заводе в Могилеве их нам сделали, считай, за пару недель!» 

Иру Кривко в Сенно любят и всегда ждут. Она отвечает взаимностью и нередко приезжает погостить. Всегда заглядывает в школу, привозила олимпийскую медаль. Для ребят, объясняют тренеры, такие встречи лучше любых напутствий. Они понимают, что каждый из них так же однажды может привезти в Сенно свою медаль. Девушку, на которую сегодня в Сенно смотрят как на смену Кривко, зовут Юля Ковалевская. Как раз из тех, в ком поначалу не разглядишь будущую чемпионку. Валерий Лекторов вспоминает, какой габаритной девушка была на первых порах. А в прошлом году завоевала бронзовую медаль зимних юношеских Олимпийских игр. 

— Юля всегда была старательной. Каким‑то образом умудрялась соперничать даже с легкоатлетами. Я, видя ее данные, поражался: как это удается? Сейчас, правда, ее уже «подсушили», но таким крепким девчонкам всегда проще освоиться на стрельбе стоя. Кстати, и младшая сестра Юли к нам пришла, на уровне области уже неплохо выступает! 


Биатлон вообще один из самых демократичных видов спорта. Хотя и непростой. Поначалу мне казалось, что чемпионов буду штамповать как на конвейере. А после Ивашко в итоге пьедесталов топ‑турниров нам пришлось ждать очень долго… 

Это, наверное, очень досадно — отдавать талантливых, полных стремлений и амбиций юных спортсменов в сборную и через пару‑тройку лет узнавать, что они закончили карьеру, так и не осуществив свою мечту. Лекторов к подобным историям уже относится философски, замечая, что тренерам куда обиднее, когда после летних каникул те, в кого вложили душу, приходят с сигаретой и потухшими глазами. Валерий Михайлович в таких историях всегда видит значительную часть своей вины. И начинает заново. Порой все это очень похоже на сизифов труд, и на этом фоне отрадно уже то, что про тренеров начального звена в последние годы вспомнили. Начисляют бонусы за успехи переданных в сборную учеников, отмечают премиями. Впрочем, о финансовой стороне вопроса такие люди, как Валерий Лекторов, думают далеко не в первую очередь. Просто выходят на стрельбище и делают то, что умеют и любят больше всего, отдавая частичку души каждому из еще неуверенно стоящих на лыжах малышей. И верят, что у белорусского биатлона не может не быть будущего:

— Стараюсь готовить себе смену. Бывшая ученица — чемпионка страны Алена Левко — помогает мне со стрельбой. Другим тоже объясняю, учу. Но, как говорил мой первый наставник: «Тренер — это не профессия, а призвание». И теперь‑то я точно знаю, что, когда нет любви к делу и близости с детьми, ничего не выйдет. 

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter