В основе белорусской модели демократии лежат идея коллективного участия в принятии политических решений, социальные гарантии и идеи социальной справедливости. Этот факт отметил политолог Николай Веремеев, комментируя порталу sb.by итоги официального визита в Австрию Президента Беларуси.
Напомним, в Вене в ходе встречи Александра Лукашенко с представителями средств массовой информации затрагивались вопросы демократизации и прав человека. В этой связи заведующий кафедрой политологии Белорусского государственного экономического университета, кандидат политических наук Николай Веремеев напоминает, что демократия и эффективность управления — совершенно разные вещи:
— И попытка подменить все разговорами о демократии — это в определенной степени попытка увести в сторону от обсуждения вопросов экономической повестки. Кроме того, на сегодня существует несколько моделей демократии. Если на Западе господствующей является либеральная модель, то в основе белорусской демократии лежат идея коллективного участия в принятии политических решений, социальные гарантии и идеи социальной справедливости. И демократия наша базируется на истории, культуре, традициях народа, которые стоит учитывать при разговорах о демократических ценностях и процедуре принятия решений.
Особое внимание политолог обращает на наличие двойных стандартов в либеральной модели. А потому говорить о том, что она выступает некоей панацеей в принятии политических решений, не приходится:
— Есть в этой модели свои изъяны в плане и социальной справедливости, и эффективности механизмов управления. Эти недостатки ее и являются косвенной причиной того, почему так прекрасно австрийский бизнес чувствует себя в Беларуси: он видит порядок, ответственность и дисциплину в реализации намеченных договоренностей.
Николай Веремеев обращает внимание на еще один важный момент:
— В классической демократии все явственнее проступает проблема, которую политологи называют «тиранией меньшинства», агрессивно отстаивающего различные свои, зачастую весьма узкие, интересы. Между тем демократия — это все-таки форма правления большинства.